Плохой климат в коллективе сказывается на эффективности всего бизнеса: падает мотивация и сплоченность сотрудников, а вместе с ними — производительность и прибыль. Особенно страдают рабочие процессы, если сотрудники уходят из компании из-за внутренних конфликтов и напряженной обстановки.
Улучшить климат в команде, поработать над сплочением коллектива, а заодно прокачать soft skills сотрудников помогают тимбилдинги — далее расскажем про них всё доступным языком.
Существует упрощенный взгляд на тимбилдинг, как на любое мероприятие, которое проводит компания — будь то корпоратив к Новому Году или выезд на природу на майские праздники с сотрудниками. Действительно, такие мероприятия работают над сплочением команды, созданием микроклимата и доверительных отношений, но их еще нельзя назвать тимбилдингом.
Дело в том, что тимбилдинг для сотрудников — это не только про сплочение команды, но еще и про обучение. Соответственно, в отличие от корпоратива, требует разработки плана проведения и четкого обозначения цели.
Как правило, цель тимбилдинга — повысить вовлеченность сотрудников в работу, снизить количество конфликтов в коллективе и научить команду действовать сообща, слаженно.
Тимбилдинг простыми словами — это работа над командообразованием. Единоразовая активность или серия мероприятий для формирования сильной, сплоченной и эффективной команды, которая обладает не только позитивным настроем, но и конкретными навыками для достижения общих целей компании.
Это инвестиция в развитие сотрудников и компании в целом, которая окупается за счет повышения производительности и лояльности, улучшения коммуникации, удержания кадров. Порой один ценный сотрудник-ветеран, которого удалось вовлечь в работу и удержать еще на несколько лет, окупает все затраты на тимбилдинги десятикратно.
Если, все-таки, вам не удалось удержать старого сотрудника, тимбилдинг поможет включить в коллектив нового. Причина тому лежит в нашей биологии: во время командных игр и активных занятий вырабатывается гормон радости — окситоцин. Он не только заставляет нас улыбаться, но и развивает эмпатию, чувство доверия.
Ученые из Китая в исследовании, посвященному социальному доверию, пришли к выводу, что при высоком уровне окситоцина человек становится более восприимчивым к новой информации, обучению.
Проще говоря, после тимбилдинга сотрудник будет лучше прислушиваться к старшим наставникам и руководству, его будет проще обучать работе в компании.
Одна из проблем бизнеса — текучка кадров. В норме она составляет около 10% для производственной сферы, в ресторанном бизнесе — от 20 до 30%. Если персонал увольняется чаще, то это приводит к ряду последствий: замедление рабочих процессов, увеличение нагрузки на сотрудников, ухудшение микроклимата в коллективе, дополнительные расходы на подбор и обучение кадров. Тимбилдинг помогает снизить текучку кадров.
В этом исследовании были оценены результаты внедрения корпоративных мероприятий в компанию из сферы ресторанного бизнеса. После проведения ряда разных тимбилдингов:
Впечатляющие результаты? Посмотрим, с помощью каких мероприятий в рамках тимбилдинга можно добиться того же.
Различают несколько вариантов тимбилдинга:
А также есть тимбилдинг:
Также тимбилдинг можно разделить по локации:
Часто тимбилдинг для сотрудников объединяет несколько видов взаимодействия. Например, руководитель организует выездное мероприятие, во время которого проходят психологические игры на сплочение, игровые упражнения на открытом воздухе, спортивные соревнования, а вечером в отеле — деловая игра.
Хороший микроклимат в команде снижает текучесть кадров и увеличивает рентабельность бизнеса на 20-60% — выводы из данной научной работы. Но это далеко не все плюсы, которые могут принести мероприятия на командообразование. Тимбилдинг поможет:
Тимбилдинг нужен любому коллективу, когда он состоит более, чем из двух человек. Три сотрудника — это уже команда. В ней уже есть роли, обязанности, межличностные отношения. Чем больше команда, тем сложнее сплотить сотрудников. Поэтому для крупных компаний тимбилдинг приобретает очень важное значение, мероприятия проводятся регулярно, на разных уровнях, преследуют различные цели.
Как часто нужно проводить тимбилдинг, и почему большинство компаний устраивают мероприятия ежеквартально?
По данным исследования, опубликованного в экономическом журнале «Yesterday, Today and Tomorrow», однократные мероприятия дают кратковременный эффект на 2-3 месяца и не оказывают значительного влияния на бизнес-показатели компании. В то время как регулярные тимбилдинги, не реже, чем раз в квартал, дают значительный эффект:
Поэтому специалисты рекомендуют проводить тимбилдинги ежеквартально, чтобы добиться стабильного эффекта.
Рассмотрим несколько вариантов организации тимбилдинга, которые принесут максимальный эффект для компании.
Вариант отлично подходит для компаний, которые производят какую-то продукцию. Можно устроить её тест-драйв. Это может быть совместное прохождение игры в геймдеве, дегустация напитков в пивоварне или соревнования на снегоходах для компании по продаже мототехники.
В рамках мероприятия сотрудники могут поменяться ролями. Например, топ-менеджеры могут на день стать официантами, курьерами, строителями на площадке, чтобы проверить условия труда в режиме реального времени, познакомиться с проблемами «на производстве» и наладить отношения с линейным персоналом.
Такой тимбилдинг не только сближает его участников, но и помогает разобраться в качестве продукта, найти его слабые места и сгенерировать идеи по улучшению.
Формат может быть самым любым: это специальные квест-румы, разработка мероприятия под задачи компании или квест по обучению в онлайне. Последовательное выполнение задач вместе с командой помогает почувствовать сплоченность и чувство локтя. В ходе квеста могут быть разные задачи, которые развивают различные навыки, в том числе лидерские способности.
Если отправить группу людей в непривычные условия дикой природы и дать им снаряжение и минимальный запас продуктов, то мероприятие превратится в отыгрыш сериала «Остаться в живых». А что от этого получит компания:
А если добавить во время посиделок у костра несколько словесных игр и бизнес-упражнений, то получится привнести в тимбилдинг обучающий и развивающий компонент.
Деловая игра — это формат обучения сотрудников, в котором происходит имитация рабочих ситуаций. Участники действуют в рамках отведенных ролей и сценария, согласно установленным правилам. В ходе игры участники приобретают опыт и навыки, которые потом используют в профессиональной деятельности.
Дополнительный результат от мероприятия — сплочение команды, увеличение эффективности совместной работы. 90% всех деловых игр работают на командообразование, поэтому практически всегда бизнес-игра решает задачи тимбилдинга. Но далеко не каждый тимбилдинг может принести столько же результатов для бизнеса, сколько и деловая игра.
Для проведения деловой игры нужно:
Деловая игра может стать основным мероприятием на тимбилдинге, который можно дополнить тренингом, игровыми упражнениями, спортивными соревнованиями или мастер-классами.
Регулярно проводите тимбилдинги, чтобы сотрудники разделяли ценности компании, чувствовали себя частью сплоченного коллектива и эффективно работали в команде.