Вы создали классный образовательный продукт, вложили большие бюджеты на рекламу, а ученики все равно ушли недовольными. В чем дело? Нужно распределять зоны ответственности между специалистами.
Раньше знания передавались по простой цепочке: мастер — подмастерье, учитель — ученик. Все шло медленно, но в ХХ веке бизнес начал активно развиваться: компании росли, появились еще участники процесса (например, тьюторы), и старых схем стало недостаточно. В результате возникла потребность в методологах — специалистах, которые создают структуру образовательных смыслов. А позже и в методистах, которые эти смыслы реализуют.
Осталось понять, кто вам нужен для бизнеса — методист или методолог? Такой вопрос возникает, когда вы видите: одни ученики теряются в структуре курса, а другие бросают его на полпути. Вы заходите на специализированные сайты по типу hh.ru и ищите…
Стоп, а кого вы ищите? Давайте разбираться.
В процессе подготовки обучений в EdAgency мы с командой поняли, что на рынке не видят четкую разницу между этими двумя ролями: ищут вроде методиста, но ставят задачи для методолога, и наоборот.
Методист — это
… специалист, который работает на уровне готовой концепции структуры обучения: делит материал на блоки, выстраивает последовательность подачи, адаптирует под уровень учеников.
Он исполнитель и тактик, претворяющий в жизнь те или иные образовательные концепты, идеи и программы. В методисте можно увидеть образ древнего старца, который упаковывает свою мудрость в фрагменты ценных знаний и передает людям.
Сегодня, конечно, у него в арсенале есть современные инструменты — таблицы данных в Google Sheets и карты в Miro, но суть остается той же: методист берет готовые схемы и внедряет их в практику.
Методолог — это
… специалист, который отвечает за общую концепцию, с которой потом работает методист. Он:
Резюмируем таблицей с основными отличиями:
О методологах и методистах часто слагают мифы и легенды, рассмотрим основные.
Миф 1. Методист лучше, потому что он делает реальную работу
Конечно, можно построить дом без чертежа или собрать сложную систему без инструкции. Но что насчет функциональности? Методист без знаний методологии может лишь повторять старые схемы, но создать что-то действительно сложное и продуманное — вряд ли.
Главное последствие — проект создается без системной концепции, что приводит к неэффективности его прохождения.
Миф 2. Методолог — отдельно, методист — отдельно
На самом деле разделение не так важно, по крайней мере для крупных компаний: более ценно, чтобы выполнялись бизнес-цели и увеличивался доход.
Некоторые специалисты действительно могут совмещать обе роли, чтобы помогать быстрее достигать результатов и делать обучение еще более эффективным. Есть методологи, которые сочетают стратегическое мышление с широким арсеналом тактики, и их можно назвать методистами с дополнительными навыками.
В итоге, не так важно, как вы называете такого специалиста. Главное — его способность эффективно решать поставленные задачи, достигать ключевых метрик продукта и обеспечивать успешные результаты для учеников.
Расскажите, а кто у вас в бизнесе отвечает за разработку концепции продукта или проекта?