152-ФЗ в 2025 году стал точкой входа для нового уровня регулирования сайтов в России. Больше неважно, крупный у вас портал или одностраничник — если вы принимаете заявки, размещаете формы или ведете аналитику, вы — оператор персональных данных.
Это означает, что должны быть оформлены документы, размещены уведомления, зарегистрированы действия, ограничен сторонний код и произведен аудит ресурса. Закон 152-ФЗ не дает отсрочек: соответствие требуется уже сейчас. И штраф — это не угроза, а установленная мера. Поэтому разумный подход — не надеяться на авось, а выстроить грамотную защиту сайта заранее.
Сложность ситуации в том, что сам предприниматель не всегда может определить наличие нарушения. Закон сформулирован строго, но трактуется через набор технических нюансов. Вы можете быть уверены, что сайт безопасен, но он всё равно не будет соответствовать формальным требованиям. А значит — штраф, предписание, а иногда и повторная проверка.
Предприниматели узнают о проблемах, как правило, не от консультантов, а из уведомлений. Сайт внезапно оказывается недоступен, или приходит предписание с формулировкой «непредставление обязательной информации». С этого момента начинается паника. Останавливаются заявки, реклама теряет смысл, пользователи уходят. Восстановление занимает недели и требует юридического сопровождения.
«В большинстве случаев сайт нарушает требования закона не по злому умыслу, а по банальной неосведомленности. Например, если стоит галочка «согласен» по умолчанию, если нет отдельного чекбокса на согласие с политикой конфиденциальности, если на сайте используется шрифт Google или остался старый код Яндекс.Метрики. Даже одна из этих деталей — формальный повод для блокировки», — пояснил известный в РФ специалист в IT Владимир Кривов.
В сотрудничестве с топовыми юридическими экспертами Кривов разработал удобный чек-лист под закон 152-ФЗ. На платформе РОСТСАЙТ открыли бесплатный онлайн-аудит сайтов, после которого предприниматели узнают, как быстро и грамотно адаптировать сайт под требования Роскомнадзора
«Зачем предпринимателю тратить силы, если есть профессионалы?» — говорят владельцы интернет-магазинов.
– Анализ дизайна и структуры форм с точки зрения соответствия действующим нормам 152-ФЗ – Установка обязательных флажков для получения согласий пользователей – Перенастройка кнопки отправки — исключение мгновенной передачи данных – Добавление ссылок на документы, регулирующие обработку данных.
– Подготовка и размещение актуальной редакции политики обработки персональных данных – Разработка политики конфиденциальности с описанием целей и порядка сбора сведений – Формирование текста согласия на использование Cookie с возможностью отказа – Публикация всех документов в открытом доступе и их отображение в ключевых разделах.
– Размещение интерфейса, уведомляющего о применении Cookie – Подключение ссылки на подробный документ о согласии – Настройка функционала в соответствии с рекомендациями надзорных органов.
– Сканирование сайта на наличие передачи данных за пределы РФ – Поиск и устранение встроенных элементов сторонних платформ – Удаление чужих логотипов, виджетов и прочих объектов без маркировки.
– Полное оформление и подача заявления в Роскомнадзор от вашего имени.
6. Контентный аудит — от 15 000 ₽
– Проверка текстов на уникальность – Редактура и оформление сведений в соответствии с юридическими требованиями 152-ФЗ – Добавление обязательной информации о владельце ресурса и условиях его работы.
– Анализ всех изображений, размещенных на сайте, на предмет авторства – Поиск и фиксация возможных нарушений прав на использование визуального контента – Создание оригинальных изображений для полной замены спорных объектов.
– Полный аудит правовых рисков, связанных с обработкой данных – Подготовка к возможному взаимодействию с Роскомнадзором – Анализ уязвимостей и подготовка технического задания для исправлений.
– Включает выполнение всех вышеуказанных пунктов – Контроль каждого этапа с технической и юридической стороны – Гарантированное соответствие требованиям закона 152-ФЗ.
При анонимной жалобе на несоответствие сайта 152-ФЗ проверка запускается автоматически. Это уже используют в B2B и e-commerce сегментах. Бизнес, не приведший сайт в порядок, становится уязвимым не только со стороны регулятора, но и со стороны рынка.
Чтобы владельцу сайта не разбираться в тонкостях закона самому, лучше сразу довериться IT-специалистам. Тем более когда существует простой способ выявить риски заранее. Например:
Приведение сайта к соответствию 152-ФЗ — полноценная правовая и техническая модернизация. И она должна быть проведена до того, как возникнет риск блокировки. Рынок показывает: Роскомнадзора будет только расти. Владельцы сайтов почти ежедневно запрашивают чек-лист РОСТСАЙТ на специализированный аудит сайта.
Что важно понимать: 152-ФЗ не преследует цели «наказать кого-то показательно». Это норматив, нацеленный на защиту персональных данных, и его применение теперь стало автоматизированным. Искать несоответствия в коде, тексте, формах и подключенных сервисах начали специализированные алгоритмы. Роскомнадзор заявил о запуске системы, которая ежедневно сканирует сотни тысяч сайтов без предупреждения.
Поэтому логичный порядок действий по 152-ФЗ выглядит так:
На кону — не только 18-миллионный штраф, но и ежедневный поток клиентов, стабильность рекламных кампаний и репутация бизнеса. И если есть шанс решить всё сейчас, до претензий — стоит им воспользоваться.
Фото: генерация AL