Есть проекты, которые заставляют пересматривать подход к коммуникации. Это связано с необходимостью выстраивания принудительной эволюции и развития. «Золотые умы Алтая» как раз из этой категории. Каждый сезон становится тестом на устойчивость заложенной стратегии. Вкладываемые изначально смыслы требуют перемен, так как наш продукт растет быстрее, чем его форма.
Прошлый сезон (2024/2025) стал для нас таким тестом. Мы работали в трёх регионах — Алтайский край, Республика Алтай и Республика Чувашия, которая впервые присоединилась к проекту. Отличная география для точечной работы: мы отстраивали визуальную систему, выравнивали коммуникации, приводили все процессы к единому знаменателю, а по итогу формировали аналитику на основе проделанной работы.
По идее, на этом можно было остановиться. Но рынок (в широком смысле) отреагировал иначе.
Непредсказуемый рост: продукт органически выходит за рамки стратегии
В этот сезон заявки на участие нам подали из Красноярска, Иркутска и даже Московской области. Команда из Санкт-Петербурга также хотела участвовать, но опоздала по срокам.
Хочу особый акцент сделать на одном факте: это органический рост, мы не занимались рекламным продвижением за пределами Алтая.
У нас были только точечные коммуникации, направленные на школьников, педагогов и родителей из Алтайского края и Республики Алтая. Важной целью для команды организаторов было дотянуться до самых удаленных уголков внутри наших ключевых регионов. Когда турнир начал расширяться за пределы изначальной географии самостоятельно, то для нас это стало неожиданностью, которая переросла в новый вызов.
Мы получили редкий сигнал: когда продукт “дышит” и находит свою аудиторию без стимулирования, значит, он находится в правильной точке. Однако здесь становится понятно, что потребуется другая форма.
Почему мы отказались от прежнего формата
Изначально турнир был построен на основе понятной логики: - первый этап - задачи по математике, - второй - задачи по физике, - финал - обе дисциплины плюс аналитика.
Модель рабочая, но линейная. Командность присутствовала достаточно формально - школьники объединялись в команды, но по факту каждый работал “в своей зоне”.
Чтобы турнир стал интереснее, динамичнее и честнее, нужно было изменить саму архитектурную модель участия школьников.
От командной формальности - к полноценной командной игре
После длительных внутренних дебатов мы ушли от дисциплинарного деления этапов. Теперь оба этапа сразу включают задачи сразу трех направлений: физика, математика и аналитика.
Появилась механика начисления баллов и возможность решать дополнительные задачи, если одна из предложенных решена неверно.
И главное, что мы ввели в сезоне 2025/2026 – роли или амплуа участников команды.
Это не декоративное новшество, а инструмент, который делает участие командным по сути, а не по форме:
В этой модели невозможно “вытянуть” этап усилиями одного сильного участника. Команда превращается в систему, где каждый - функциональная единица.
Формат становится ближе не к олимпиаде, а к кооперативной игре, где четыре участника проходят интеллектуальный квест, и только синхронная работа дает результат.
Для образовательных продуктов это критически важный момент: выше вовлечённость → выше эмоциональная связка → выше эффективность.
Геймификация - работающий метод, а не украшение
Мы не ставили перед собой задачу «сделать весело». Геймификация здесь - это:
Это “взрослая” геймификация - как в хороших мультиплеерных продуктах, где каждый участник влияет на исход партии.
Так как турнир еще в процессе, то можно опираться на результаты предварительных тренировок. Отзывы участников подтверждают нашу гипотезу о том, что обновленный инструментарий и подача позволили нам отстроиться от других соревнований и олимпиад, а так же вывести на новый уровень восприятия.
Надстройка смысла: концепция «Генома Алтая»
Единый сюжет «Геном Алтая» позволяет нам сформировать философию и она работает на нивелирование фрагментарности, так как появляется «длинный» проект. И здесь мы задаем правила, когда команды:
Для образовательного проекта такая рамка - не просто сюжет. Здесь мы применяем механизм фиксации результатов, накопления ценностей и формирования долгосрочной идентичности турнира. А на ее результат будет интересно взглянуть спустя 10-15 лет, в ретроспективе. Интересно? Безусловно! Какой результат будет? Мы и сами не беремся его предсказать. Это один из вариантов слепка социального капитала.
Новый вызов: зрелищность
После того, как механика обрела черты игры, следующим логичным шагом стал вопрос визуализации. Одно без другого плохо существует. Пространственное мышление прекрасно, но для нас важно создать единые условия для погружения всех участников турнира.
Мы, как организаторы, держим в голове мысль о необходимости создать впечатление зрелищности. Онлайн-этапы должны выглядеть как динамичная интеллектуальная арена, а финал - как настоящее событие. Здесь возникает естественная потребность с нашей стороны - активная работа с партнерами, интерфейсами, технологиями и дизайном.
По сути, теперь командная работа нужна уже не только школьникам - она требуется нам, организаторам, чтобы вывести турнир на следующий уровень.
Что дает такая трансформация
Турнир перестает быть формальный соревнованием по решению задач. Он становится весомой образовательной экосистемой с собственной логикой, динамикой и историей.
Регион получает (в идеале, конечно) инструмент формирования интеллектуального капитала, который можно сравнивать с другими и гордиться этим.
Бизнес получает долгосрочную инвестицию в формирование мышления будущего поколения.
Я считаю важным моментом тот факт, что он пришел к этому органично, путем естественной эволюции. То есть без внешнего давления и рекламных кампаний.
С точки зрения развития проекта и его признания - это и есть лучший индикатор того, что продукт обладает правильным вектором развития.