В условиях глобального курса на снижение углеродного следа и перехода к устойчивым видам энергии железнодорожная отрасль России требует системных изменений. Одним из таких решений может стать беспилотный аккумуляторный локомотив нового поколения, концепт-дизайн которого предложил студент Высшей инженерной школы Российского университета транспорта Арсений Вдовиченко.
Кузов локомотива выполнен в динамичном стиле с чёткими линиями и плавными обводами. Аккумуляторные блоки органично интегрированы в корпус, боковые панели украшены симметричным паттерном с утопленной прозрачной вставкой, демонстрирующей аккумуляторные элементы. Крышка автосцепки плавно продолжает форму корпуса, а кабина с тёмным остеклением создаёт выразительный контраст, подчёркивая технологичность и футуристический характер концепта.
Сердцем локомотива станет съёмная аккумуляторная система на базе литий-титанатных (LTO) элементов, которая демонстрирует высокую надёжность, короткое время зарядки и устойчивость к экстремальным температурам. Срок службы превышает 15 тысяч циклов заряда-разряда, что делает их оптимальными для магистрального использования.
Развитие систем автоматизации железнодорожного транспорта — один из приоритетных направлений стратегии РЖД, а внедрение беспилотных технологий значительно повышает безопасность, эффективность и точность работы поездов, минимизируя влияние человеческого фактора.
В этом контексте локомотив нового поколения способен работать в полностью автоматическом режиме: запуск, движение, открытие и закрытие дверей, а также реагирование на препятствия и аварийные ситуации выполняются без участия человека. Машинист остаётся в кабине в качестве резервного оператора и вмешивается только в экстренных случаях. Также на борту постоянно присутствует специалист по безопасности, ответственный за устранение возможных внештатных ситуаций.
Модульная архитектура позволит адаптировать локомотив под конкретные задачи – как грузовые, так и пассажирские перевозки. Повышенная тяговая мощность обеспечит стабильную работу на маршрутах с тяжёлым рельефом, высокой нагрузкой и в условиях сурового климата.
Разработка магистрального аккумуляторного локомотива нового поколения — это отражение актуального вектора развития всей отрасли. В условиях необходимости декарбонизации транспорта, повышения технологической независимости и адаптации к новым логистическим требованиям, представленный концепт демонстрирует, каким может быть отечественное локомотивостроение уже в ближайшие десятилетия. Совмещение экологичности, автономного управления и универсальной платформы делает его серьёзным вкладом в стратегическое переосмысление железнодорожной инфраструктуры России.