Что делать, если поведенческие метрики накручены: план действий для бизнеса

29 Апр Время чтения 17 мин 755

Как сделать так, чтобы чужая накрутка поведенческих факторов не зацепила ваш сайт, рекламу и достоинство

«Выход в топ за минуту. Бесплатный тест. Конфиденциально» — соблазнительные предложения от ряда SEO-специалистов по быстрому продвижению сайтов с помощью накрутки поведенческих факторов. Одним компаниям они обещают высокие позиции, других ждёт неправомерный расход рекламного бюджета, наплыв недействительного трафика и бан со стороны поисковых систем.

Например, в 2023 году пользователи Рунета начали массово жаловаться на накрутку прямых заходов на сайты. Боты не просто генерировали трафик, но и всячески взаимодействовали с контентом. В 2025 году проблема не отступает: владельцы ресурсов до сих пор страдают от прямых визитов и переходов из органической выдачи, социальных сетей и других сайтов.

При накрутке поведенческих факторов «сеошники» буквально идут по головам: чтобы продвинуть один сайт в поисковой выдаче, нужно зацепить десяток других, включая рекламу на поиске. Рассказываем, что делать бизнесу, чтобы защитить рекламные объявления от скликивания, а позиции — от понижения.

Зачем нужна накрутка ПФ

Поисковые системы ранжируют сайты в соответствии с их качеством и ценностью для конечных потребителей — пользователей. Если те находят ответ на свой запрос, остаются на сайте или совершают конверсионные действия, то это значит, что ресурс ценен и его позиции могут расти.

Искусственное завышение метрик:

Естественный рост поведенческих показателей — довольно длительный процесс. Для этого нужно: а) планомерно продвигать сайт в ТОП за счет качественного контента; б) оптимизировать посадочные страницы; в) улучшать пользовательский опыт и др. Чтобы обойти этот долгий путь, некоторые SEO-специалисты и применяют технологию накрутки ПФ.

“Потопить” конкурента:

Не продвижением единым. Конкуренты могут заказывать накрутку, чтобы понизить в выдаче конкурирующие сайты. Они направляют максимально дешевый бот-трафик, чтобы поисковая система это быстро заметила и наложила санкции. Таким образом они вытесняют конкурентов из ТОП-а. На восстановление позиций может уйти почти год.

Метрики влияния: какие показатели искусственно завышают

Накрутка поведенческих факторов (ПФ) — это искусственное увеличение ряда метрик, которые влияют на рост позиций сайта в поисковой выдаче. К ним относятся:

Просмотры страниц / Глубина просмотра. В этом случае SEO-специалисты искусственно увеличивают количество посещений сайта на одного пользователя, включая глубину просмотра. Чем больше страниц просмотрит посетитель за один визит, тем выше рейтинг ресурса в глазах поисковой системы.

Время на сайте. Цель — искусственное повышение времени, которое пользователь проводит на странице.

Клики по ссылкам. Чем активнее пользователь взаимодействует с контентом сайта (выделяет части текста, нажимает на кнопки и ссылки, переходит по разделам), тем лучше.

Показатель отказов. Если показатель отказов высокий, то есть посетитель сразу покидает сайт после перехода, это говорит о том, что пользователь не нашел ответ на свой вопрос. Чем он ниже, тем выше шансы на повышение позиций: посетитель нашел ответ, прочитал статью, не вернулся в поиск с тем же запросом и т. д.

Кто накручивает поведенческие факторы

Чтобы ускорить, удешевить и автоматизировать процесс, манипуляторы поведенческими факторами привлекают к накрутке ботов. Чтобы сделать его максимально естественным, на помощь приходят исполнители с бирж.

  • Автоматизированные скрипты — накрутка с помощью ботов, но не простых, а тех, которые могут вбивать в поиск запросы, переходить по результатам выдачи, взаимодействовать с сайтом и даже совершать конверсии. ИИ-инструменты позволяют создавать современных и усовершенствованных ботов со своим цифровым следом и возможностью разгадывать капчу.
  • Исполнители с бирж (скликиватели) — это нативная накрутка показателей, в которой участвуют реальные пользователи. Как правило, стоят такие услуги дороже, поскольку у каждого исполнителя свой цифровой «багаж»: уникальный цифровой след, cookie-файлы, история поиска, технические характеристики устройства и человеческое поведение при взаимодействии с сайтом.

Какие параметры учитываются при накрутке:

  • Геотаргетинг — если важно, чтобы визиты шли из определенного города или местности.
  • Выбор расписания — устанавливает график направления потоков трафика.
  • Выполнение действий на странице — имитация поведения реальных пользователей, чтобы системы аналитики считали, будто посетитель заинтересовался содержимым сайта, его услугами или товарами. Например, переходы по страницам, просмотр товаров, добавление в корзину или отправка заявок.
  • Точки входа — на сколько целевых страниц должен идти трафик из выдачи.
  • Количество страниц — сколько страниц должен будет просмотреть бот или скликиватель за один визит.
  • Количество посетителей — сколько посетителей должно перейти из выдачи за определенный промежуток времени.
  • Наличие или отсутствие трафика из мобильного поиска.
  • Пол и возраст пользователей.
  • Продолжительность визита — сколько бот должен будет находиться на сайте после перехода из выдачи. Помним, чем выше этот показатель, тем лучше. Соответственно поисковые манипуляторы могут искусственно завышать этот показатель.
  • Объем ключевых запросов, по которым бот или скликиватель должны будут вбивать в выдачу.

Если накрутка идет через скликивателей, то сеошники могут также предлагать настройку количества показов задания для одного исполнителя с буксы. Это означает, что один и тот же пользователь со свои цифровым профилем не сможет снова и снова брать задачу в работу. Таким образом манипуляторы поисковым ранжированием пытаются снизить риск наложения санкций за накрутку.

Такие действия противоречат правилам поисковых систем и могут привести к серьезным последствиям — как сайту, для которого выполняется накрутка, так и другим ресурсам, которые выступают в качестве плацдарма для нагуливания базы профилей.

Как выглядит процесс накрутки ПФ: про “нагуливание” ботов

Процесс накрутки поведенческих факторов с помощью ботов включает в себя использование специального ПО, скриптов, эмуляторов, которые имитируют действия реальных пользователей. Важное условие почти везде — продвигаемый сайт должен входить в ~ТОП-50 поисковой выдачи.

Этап 1 — Нагуливание и переходы на нецелевые сайты

Боты идут по заданному списку запросов: они поочередно вбивают в поиск ключевую фразу и переходят по всем результатам выдачи, включая даже поисковую рекламу. На ряде сайтов они могут выполнять какие-нибудь действия, например, переходить по страницам, однако, как правило, ограничиваются переходом и возвратом в выдачу.

На этом шаге профили ботов: а) накапливают историю поиска; б) собирают нужные cookie; в) откручивают метрики и показатели ресурсов из ТОП-а. Пострадать могут сайты, которые попали в этот поток недействительного трафика. Боты и исполнители повышают показатель отказов и возвращаются в выдачу, сигнализируя поисковой системе о том, что сайт не приносит ценности и не дает ответ на вопрос.

Этап 2 — Целевые переходы

Теперь боты отправляют те же самые запросы к поиску и накручивают переходы на целевой сайт. Или же сразу после отказа и возврата в выдачу с нецелевого сайта ищут продвигаемый и переходят на него. При этом они максимально взаимодействуют с целевым ресурсом: переходят по разделам, «читают» статьи, добавляют товары в корзину, кликают по кнопкам и баннерам.

Если говорить об исполнителях, а не автоматизированных скриптах, то они делают примерно то же самое. Только у них есть преимущество перед ботами: реальная история поиска, свои cookie и цифровой след. Если сайт не использует специальные инструменты блокировки фродовых профилей (ботов и скликивателей в том числе), то в трафике такую активность можно и не заметить.

Этап 3 — Возвращение через несколько дней (опционально)

Если заказчик оплатил дополнительную опцию, то боты будут возвращаться по тем же самым запросам на сайт через день, неделю или любой другой установленный промежуток времени. Это будет сигнализировать поисковой системе о том, что сайт понравился пользователю.

Последствия от накрутки поведенческих метрик для бизнеса

Представьте себе, что ваш сайт — это уютный ресторан, где ценится каждый гость. Что, если туда начнут врываться «проходные» посетители, занимать места, стремительно пролистывать меню, а затем выбегать из заведения без заказа? 

Примерно так же выглядит накрутка бот-трафика и нагуливание профилей через ваш сайт. Вот к каким негативным последствиям это может привести:

  • Понижение позиций в поисковой выдаче целевого сайта. Поисковая система накладывает санкции и понижает рейтинг после обнаруженных манипуляций. Например, несколько лет назад была история, когда обновились алгоритмы Яндекса с массовым баном всем, кто использовал накрутку ПФ.
  • Проседание позиций нецелевых сайтов. Накрутка влияет на конкурентов, которые находятся в ТОП-е поисковой выдачи. Из-за отказов, возврата в выдачу, отсутствия взаимодействия с контентом снижается доверие со стороны поисковой системы. Тогда сайт может просесть до 30+ позиции.
  • Бан. Если говорить о другой цели — вытеснении из выдачи и наложения бана на конкурента, тогда злоумышленники могут сразу направлять дешевый бот-трафик на целевой сайт. В этом случае наложение фильтра и понижение в выдаче может быть практически мгновенным. Сайт вылетает из ТОП-10 на 50+ позиции.
  • Парковка товаров. Для интернет-магазинов накрутка может обернуться «парковкой» товаров из каталога, когда боты массово добавляют их в корзину без оформления заказа.
  • Испорченные метрики. Автоматизированные визиты портят естественную статистику сайта и реальные показатели.
  • Нагрузка на инфраструктуру. Всплеск автоматизированного трафика нагружает сервер, из-за чего сайт может стать недоступен, если он не рассчитан на такую нагрузку. Зависит от объемов трафика.

В результате всех этих действий бизнесу приходится вкладываться в анализ статистики, поиск причин и устранение последствий.

Признаки накрутки

Определить недействительный трафик из поиска и из других систем можно по следующим признакам:

  • Резкий рост трафика. Необъяснимое увеличение посещаемости за короткий период времени может указывать на автоматизированные визиты.
  • Высокий процент отказов. Короткая длительность визита, которая совпадает с пиковым трафиком, указывает на накрутку, если других причин для роста переходов из поисковой системы нет.
  • Аномальные источники трафика. Обратите внимание на внешние источники, откуда идут визиты. Боты могут массово генерировать переходы с трастовых и популярных ресурсов по “внешним ссылкам”. Например, beeline.ru или sberbank.ru. Это не говорит о том, что на таких сайтах размещена ссылка на вас. Это значит, что бот манипулирует параметром view-source в браузере.
  • Высокая частота посещений. Один и тот же пользователь за короткий промежуток времени посещает сайт несколько раз. Смотреть нужно вкупе с другими параметрами, в том числе анализировать запись самого визита, если есть возможность.
  • Переключение между вкладками. Если скликивателю, то есть исполнителю с биржи, дается задание провести на сайте определенное время после перехода, он может переключаться между вкладками — для просмотра дополнительных условий задачи, выполнения другой или просто «скоротать» время. В Метрике такое поведение выделяется черными полосами и означает, что пользователь переключился в другое окно.
  • Пиковые нагрузки в нерабочее время. Увеличение трафика в ночное время или в выходные дни, когда активность целевой аудитории обычно низкая.
  • Склонность к повторным действиям между разными пользователями. Если у ботов нет функции со случайным воспроизведением разных действий, тогда все визиты будут однотипными. Клики по одним и тем же ссылками или кнопкам, переходы в разделы, прокрутка. Всё это сопровождается отсутствием реального интереса к контенту.
  • Низкая конверсия. Если говорить о скликивании рекламы на поиске ботами-накрутчиками, то будет идти высокий трафик с низкой или нулевой конверсией.

Также обращайте внимание на визиты из социальных сетей. Накрутка переходов может идти не только из поиска, но и из соцсетей: VK, Facebook* и Instagram*, Одноклассники, Twitter и т. д.

Что смотреть в счетчиках аналитики:

  • источники трафика,
  • показатель отказов и его динамика,
  • глубина просмотра,
  • время на сайте,
  • поведение пользователей,
  • типы устройств,
  • сравнение с предыдущими периодами.

Обращая внимание на эти признаки и параметры, вы сможете определить наличие накрутки поведенческих факторов.

Как защитить сайт от ботов и накрутки ПФ

В современном цифровом мире каждый клик и каждое взаимодействие пользователя с контентом может иметь решающее значение. Чтобы защитить сайт и рекламу от ботов, скликивателей и автоматизированных атак, попробуйте следующие методы:

Обращения в Яндекс или Google

Первое, что вы можете сделать, это направить обращение в службу поддержки поисковой системы, если считаете, что позиции вашего сайта были понижены незаслуженно. Для этого предварительно соберите скриншоты с доказательствами своей правоты.

Подключение CAPTCHA

Подключите капчу ко всем страницам сайта или отдельным формам и кнопкам. Желательно использовать современные форматы (не «Я не робот», так как их боты уже научились разгадывать), которые работают в фоновом режиме и анализируют поведение пользователя и его цифровой профиль.

Блокировка доступа устаревшим user-agent/браузерам

Автоматизированные скрипты нередко используют устаревшие user-agent. Поэтому можно блокировать или аналогично ставить капчу для пользователей, которые просматривают сайт в браузере более чем трехлетней давности.

Риск блокировки реальных пользователей минимален, так как большинство современных браузеров принудительно обновляют данные в автоматическом режиме.

Система антифрода

Специальные системы антифрода автоматически анализируют каждый визит и блокируют доступ к сайту в случае, если профиль опознается как ботовый или вредоносный (скликиватели в том числе). Алгоритм проверяет цифровой след пользователя, его cookie, поведение и сотни других параметров. Анализ профиля происходит в течение одной секунды, поэтому реальные пользователи этого практически не замечают.

Также можно блокировать пользователей по IP, но для этого придется обращаться к логам сервера, так как в счетчиках аналитики этих данных нет — они относятся к конфиденциальной информации.

В заключение

К сожалению, накрутка поведенческих факторов с участием ботов больно бьет по развитию и продвижению бизнеса в любой нише. Проблему усугубляет развитие ИИ-технологий, которое позволяет злоумышленникам совершенствовать и масштабировать атаки, из-за чего в 2024 году доля бот-трафика в интернете превысила человеческий и достигла 51%.

Использование современных инструментов для верификации трафика и антифрод-систем, а также глубокий анализ метрик пусть и не смогут полность решить эту проблему, однако помогут бизнесу противостоять атакам на сайты и рекламу.