Делаем музей для подростков интересным: кейс с умными стикерами

2025-10-02 13:59:27 Время чтения 9 мин 292

«Вам надо — сами и идите!», «Мне вообще пофиг на этот музей, что там делать?!» — примерно так подростки говорят про музеи, если верить родительским форумам. Но и сами сотрудники учреждений это подтверждают. Некоторые директоры жалуются нам в разговоре: «Музей для подростков неинтересен. Обычно учителя силком тащат. Даже если дети приходят, то зевают, в телефонах сидят. Мы для них стараемся, привлекаем интересных гидов, но толку ноль. Вот как быть?». Мы знаем.

Меня зовут Бредихин Даниил, руководитель студии графического дизайна Bred Ideas и компании «Умный стикер с искусственным интеллектом». На протяжении двух лет мы успешно внедряем умные стикеры в учреждения по России, в том числе и в музеи.


Почему музей для подростков - место скуки

Для многих подростков музей — это не «вау», а «опять эта обязаловка». Как ещё это воспринимать, если школьная экскурсия похожа на урок, только с витринами? Исследователи говорят: «Подросток рассуждает так: в школе учат, дома читают нотации, в музее — тем более»

Во-первых, некоторые гиды подают информацию сухо, без эмоций и вовлечения.Экспозиции перегружены академическими текстами и сухими фактами. Подростки, привыкшие к динамике, теряют интерес за минуту. Нужны креативность и интерактивность.

Во-вторых, учреждения не меняются. Мир — в ТикТоке и Telegram, музеи — в 90-х. Форматы устарели, диалога нет, новшества внедряются медленно и осторожно и по больше степени в городах-миллионниках. Почти нигде нет мест, где просто посидеть, переварить увиденное, отрефлексировать. Нет поводов остаться подольше. Всё сделано так, чтобы пройти маршрут и выйти. На это же указывает Институт Наследия.

В-третьих, без гида еще хуже. Если нет экскурсии, посетитель идёт по залу, смотрит на экспонаты, читает подписи, в лучшем случае слушает аудиогид — и всё. «Потребление фактов», а не живое участие. Но вовлечённость возникает, когда человек может задавать вопросы, делать выбор и влиять на маршрут.

Подросткам нужен диалог, в котором экспонаты отвечают на вопросы и говорят с ними на одном языке. И если эта коммуникация будет строиться с помощью современных средств связи, то это добавит эффект «вау!».

Умный стикер с ИИ, чтобы каждый музей привлекал подростков

Чтобы подростки перестали воспринимать выставки как «школьную обязаловку», нужно превратить визит в интерактивный опыт, игру, даже квест. Сделать так, чтобы каждый экспонат мог «заговорить» и отвечать на вопросы. Эту задачу решает умный стикер с искусственным интеллектом.

Как это работает:

  1. Рядом с экспонатом размещается NFC- или QR-метка.
  2. Подросток подносит смартфон — и прямо в браузере открывается голосовой помощник.
  3. Можно спросить вслух или текстом: «Объясни попроще, что здесь изображено?», «Есть ли забавный факт про этот экспонат?», «Покажи ещё объекты про космос / животных / технологии».
  4. Ответ приходит мгновенно — в виде текста, голоса или даже мини-карты маршрута.

Что меняется для подростков:

  1. Диалог вместо лекции. Экспонат отвечает на вопросы, а не «навязывает» сухой текст.
  2. Простота. Без скачивания приложений, без регистрации. «Касание → ответ».
  3. Персонализация. Ассистент подстраивается под стиль общения: Хочешь — коротко. Хочешь — с фактами. Хочешь — с намёком на мем.
  4. Игровой элемент. Можно проходить экспозицию как квест, задавая вопросы и формируя собственный маршрут.

Что получает учреждение:

  1. Подростки остаются дольше и вовлекаются активнее.
  2. Персонал освобождается от однотипных вопросов.
  3. Появляется аналитика интересов: видно, какие темы чаще всего спрашивают подростки.
  4. Экономия на печатных материалах и аудиогидах: один стикер заменяет десятки буклетов и может работать как виртуальный экскурсовод.

Фактически, умный стикер превращает учреждение в живое пространство, где экспонаты разговаривают с посетителем.

Готовые сценарии для музеев

1. «Секреты экспонатов». Подросток подносит телефон к стикеру и получает два необычных факта об экспонате, лишь один из которых правда. Участнику нужно угадать, где ложь, а где исторический факт. За каждый правильный ответ экскурсовод дает 1 медальку (жетон). В конце экскурсии считаем, кто больше всех собрал жетонов. Дарим подарок. 

2. «Экспонат говорит с тобой». Интерактивный помощник рассказывает от лица экспоната и подает факты в сравнении с современными явлениями. Например, в археологическом музее у макета мамонта: «Я жил 10 тысяч лет назад. Хочешь сравнить мой рост с автобусом или с жилым домом?». У рыцарских доспехов: «Знаешь, каково носить 30 кг металла? Представь, что ты все время держишь в руках велосипед, на спине рюкзак, набитый картошкой, а на каждой ноге привязано по кирпичу». 

Музеи для подростков могут быть интересными

Подростки не уходят с выставок и из галерей из-за устаревшего формата: сухие тексты, пассивное потребление, отсутствие диалога.

Чтобы вернуть внимание молодёжи, музеям не нужны бесконечные буклеты или дорогостоящие мультимедиа-залы. Достаточно дать возможность, пообщаться. спросить и услышать ответ на понятном молодежи языке. Умный стикер с ИИ делает музей живым. Каждый экспонат превращается в собеседника, который объясняет простыми словами, рассказывает интересные факты и помогает запоминать факты через окружающие современные вещи. 

Музей будущего — это не тишина и таблички. А пространство, где подросток чувствует себя исследователем. И первый шаг к этому можно сделать уже сегодня — давайте обсудим механику для вашего собрания.

Спасибо, что дочитали до конца! Остаюсь на связи по любым вопросам.