«Вам надо — сами и идите!», «Мне вообще пофиг на этот музей, что там делать?!» — примерно так подростки говорят про музеи, если верить родительским форумам. Но и сами сотрудники учреждений это подтверждают. Некоторые директоры жалуются нам в разговоре: «Музей для подростков неинтересен. Обычно учителя силком тащат. Даже если дети приходят, то зевают, в телефонах сидят. Мы для них стараемся, привлекаем интересных гидов, но толку ноль. Вот как быть?». Мы знаем.
Меня зовут Бредихин Даниил, руководитель студии графического дизайна Bred Ideas и компании «Умный стикер с искусственным интеллектом». На протяжении двух лет мы успешно внедряем умные стикеры в учреждения по России, в том числе и в музеи.
Для многих подростков музей — это не «вау», а «опять эта обязаловка». Как ещё это воспринимать, если школьная экскурсия похожа на урок, только с витринами? Исследователи говорят: «Подросток рассуждает так: в школе учат, дома читают нотации, в музее — тем более»
Во-первых, некоторые гиды подают информацию сухо, без эмоций и вовлечения.Экспозиции перегружены академическими текстами и сухими фактами. Подростки, привыкшие к динамике, теряют интерес за минуту. Нужны креативность и интерактивность.
Во-вторых, учреждения не меняются. Мир — в ТикТоке и Telegram, музеи — в 90-х. Форматы устарели, диалога нет, новшества внедряются медленно и осторожно и по больше степени в городах-миллионниках. Почти нигде нет мест, где просто посидеть, переварить увиденное, отрефлексировать. Нет поводов остаться подольше. Всё сделано так, чтобы пройти маршрут и выйти. На это же указывает Институт Наследия.
В-третьих, без гида еще хуже. Если нет экскурсии, посетитель идёт по залу, смотрит на экспонаты, читает подписи, в лучшем случае слушает аудиогид — и всё. «Потребление фактов», а не живое участие. Но вовлечённость возникает, когда человек может задавать вопросы, делать выбор и влиять на маршрут.
Подросткам нужен диалог, в котором экспонаты отвечают на вопросы и говорят с ними на одном языке. И если эта коммуникация будет строиться с помощью современных средств связи, то это добавит эффект «вау!».
Чтобы подростки перестали воспринимать выставки как «школьную обязаловку», нужно превратить визит в интерактивный опыт, игру, даже квест. Сделать так, чтобы каждый экспонат мог «заговорить» и отвечать на вопросы. Эту задачу решает умный стикер с искусственным интеллектом.
Как это работает:
Что меняется для подростков:
Что получает учреждение:
Фактически, умный стикер превращает учреждение в живое пространство, где экспонаты разговаривают с посетителем.
1. «Секреты экспонатов». Подросток подносит телефон к стикеру и получает два необычных факта об экспонате, лишь один из которых правда. Участнику нужно угадать, где ложь, а где исторический факт. За каждый правильный ответ экскурсовод дает 1 медальку (жетон). В конце экскурсии считаем, кто больше всех собрал жетонов. Дарим подарок.
2. «Экспонат говорит с тобой». Интерактивный помощник рассказывает от лица экспоната и подает факты в сравнении с современными явлениями. Например, в археологическом музее у макета мамонта: «Я жил 10 тысяч лет назад. Хочешь сравнить мой рост с автобусом или с жилым домом?». У рыцарских доспехов: «Знаешь, каково носить 30 кг металла? Представь, что ты все время держишь в руках велосипед, на спине рюкзак, набитый картошкой, а на каждой ноге привязано по кирпичу».
Подростки не уходят с выставок и из галерей из-за устаревшего формата: сухие тексты, пассивное потребление, отсутствие диалога.
Чтобы вернуть внимание молодёжи, музеям не нужны бесконечные буклеты или дорогостоящие мультимедиа-залы. Достаточно дать возможность, пообщаться. спросить и услышать ответ на понятном молодежи языке. Умный стикер с ИИ делает музей живым. Каждый экспонат превращается в собеседника, который объясняет простыми словами, рассказывает интересные факты и помогает запоминать факты через окружающие современные вещи.
Музей будущего — это не тишина и таблички. А пространство, где подросток чувствует себя исследователем. И первый шаг к этому можно сделать уже сегодня — давайте обсудим механику для вашего собрания.
Спасибо, что дочитали до конца! Остаюсь на связи по любым вопросам.