Бизнес прибегает к франчайзинговой модели развития, чтобы расширить географию, повысить узнаваемость бренда и зарабатывать больше. Как делать это экологично и без потери в качестве, рассказывает директор по франчайзингу и развитию XFIT Ирина Троска.
Представим, что у компании уже есть готовый франчайзинговый продукт: разработана и проверена бизнес-модель, товарный знак юридически защищен, а команда точно знает, как шаг за шагом запускать новые проекты, поддерживать партнеров и быстро выводить их на точку безубыточности.
Если под франшизой работают 10—15 проектов на компактной территории, все процессы можно контролировать вручную небольшой командой, а при возникновении сложностей — быстро устранять проблемы, садясь за один стол с собственником бизнеса и анализируя все аспекты. Другое дело, когда под брендом работает более 100 филиалов в разных городах или даже странах.
«Главная ошибка франчайзера во время быстрого роста — не делать паузы, чтобы осмыслить изменение масштаба своего бизнеса и закрепить успех не только количественно, но и качественно. Вот вы доросли до двадцати точек и уже понимаете, что плохо контролируете важные с точки уровня сервиса элементы у партнеров, а команда разрывается между поддержкой текущих и открытием новых проектов. Поставьте рост на паузу и разработайте новые более эффективные форматы взаимодействия, оптимизируйте структуру и каналы коммуникации с партнерами, обучите новых сотрудников в команде. После перестройки процессов можно расти дальше», — комментирует Ирина Троска.
Большой франчайзинговый бизнес должен опираться на регламенты и цифровые сервисы. Например, в пакет полноформатного клуба XFIT для партнеров входят четыре продукта: 1С, внутренний B2B-портал, официальное мобильное приложение и услуга добавления информации о клубе во все ресурсы компании, включая сайт xfit.ru. Они помогают детально понимать, что происходит с бизнесом в любой момент и быстро погружаться в процессы каждого конкретного клуба.
Также, несмотря на рост масштаба и количество точек, важно подходить к запуску проектов с максимальным вниманием. Особенность бизнеса в сфере фитнеса состоит в том, что нельзя в каждом новом городе открывать одинаковые проекты. Перед запуском нужно изучить процент проникновения фитнес-услуг, наличие конкурентов и определенных концепций на рынке, насколько ментально жители готовы к тому или иному формату, узнаваем ли бренд в этой локации или нет. От этого зависят размер и наполнение проекта, который следует рекомендовать в этой локации.
Отдельное внимание стоит уделить качеству сервиса. У большого бренда должен быть прочный методический фундамент и проработанные материалы для подготовки персонала и самого франчайзи к своей новой роли. Преимущество открытия фитнес-клуба по франчайзингу заключается в том, что можно вообще не иметь опыта в фитнесе или спорте. Потому что XFIT — это не только марка, логотип, бренд, но и обучение, благодаря которому партнер полностью погружается в продукт. Что касается работы с сотрудниками, то у XFIT есть образовательная лицензия, а также действует своя академия, где тренер может пройти программу профессиональной переподготовки и получить диплом государственного образца.
И последний момент, который следует учитывать и регламентировать — это количество проверок и критерии оценки бизнеса, открытого под брендом. Эти факторы должны быть понятны всем сторонам и однозначно ими трактоваться: как делать правильно, а что недопустимо. Например, в XFIT помимо анализа отчетности есть практика использования метода тайного покупателя. Человек инкогнито приходит в клуб и смотрит, как реализуются те стандарты, которые заявлены для партнеров. Тайный покупатель изучает многие аспекты, от расположения вывески до качества обслуживания клиентов.