Главные термины франчайзинга

2024-09-12 09:51:57 Время чтения 3 мин 102

По данным franshiza.ru, оборот рынка франчайзинга в 2023 году вырос на 14,5%, а количество занятых в таком бизнесе превысило 1,3 млн человек. Вместе с международным брендом фитнес-клубов в сегментах премиум- и бизнес-классов XFIT разбираем основные термины на рынке.

Начнем с главного. Франшиза — это право работать под брендом другой компании, использовать её интеллектуальную собственность: фирменный стиль, готовую бизнес-модель, технологию и стандарты. Того, кто владеет брендом и его продает, называют франчайзером; покупатель и пользователь — это франчайзи.

Отношения между франчайзером и франчайзи оформляются в договоре франчайзинга. В соответствии с российским законодательством, обычно это два документа: договор коммерческой концессии или лицензионный договор.

За пользование франшизой существует плата, которая состоит из двух частей. Первая — паушальный взнос. Это единоразовый платеж франчайзеру за вход в бизнес после заключения договоров. Вторая часть — роялти. Так называют регулярное вознаграждение, обычно в процентах от выручки, которое франчайзи платит за пользование брендом, технологиями и оказание поддержки.

«В систему поддержи франчайзи XFIT входит готовая IT-система, которая включает в себя CRM, собственное мобильное приложение, лендинг клуба для лидогенерации, систему аналитики, программу лояльности и другие цифровые решения. Также наши партнеры получают возможность развиваться под крылом сильного бренда, которому доверяют более 450 тысяч клиентов, покупать оборудование с корпоративными скидками, использовать наши методические разработки и поддержку всех других функций головного бренда», — комментирует Ирина Троска, директор по франчайзингу и развитию XFIT. 

Стоит также упомянуть термин мастер-франчайзи. Это компания, которая приобретает у основного франчайзера права на развитие франчайзинговой сети в определенном регионе или стране. Мастер-франчайзи получает возможность не только открывать и управлять собственными точками под брендом франчайзера, но и продавать франшизы другим лицам на закрепленной территории. В общем, мастер-франчайзи действует как промежуточное звено между основным франчайзером и конечными франчайзи.

Обычно такой формат сотрудничества предполагает закрепление за мастер-франчайзи эксклюзивных прав на работу на определенной территории и требует значительно больше инвестиций, чем при приобретении обычной франшизы.