В России нужна онлайн-биржа непубличных компаний по примеру secondmarket.com

2011-05-11 12:44:52 4643

Когда журналисты получают данные о продаже акций или стоимости компаний facebook, twitter или LinkedIn, которые являются непубличными, они базируются в последнее время на информации о сделках на быстро развивающейся площадке secondmarket.com.

Этот проект – своеобразная биржа по торговле акциями непубличных компаний, эдакий eBay для миноритарных акционеров. Он был создан в 2004 году, получил за последние 2 года множество наград за инновации в финансовом секторе, оборот за 2010 год составил $408 млн (площадка берет комиссию 2-5% со сделки), количество участников выросло до 50000. Основные участники торгов (по убыванию): управляющие компании, венчурные капиталисты, частные инвесторы, хедж фонды.

Почему аналогичный проект был бы не только интересен, но и чрезвычайно полезен в России? Потому что он способствует развитию сектора непубличной экономики (а Россия является традиционно гораздо более непубличной экономикой, по сравнению с родиной secondmarket.com), позволяет заметно улучшить соблюдение интересов и прав миноритариев, сделает вторую волну приватизации более быстрой, прозрачной и эффективной, и позволит быстрее развиваться сектору интернет-компаний.

Если посмотреть на рейтинг 200 крупнейших непубличных компаний журнала Forbes, выручка которых за 2009 года составила 6,8 трлн рублей, то мы увидим, что в их списке находится огромное множество интересных активов, например: Комплексные энергетические системы, Мегафон, Металлоинвест, СУЭК, Эльдорадо, СОК, Связной, Спортмастер, и т.д. Многие из этих компаний были в свое время приватизированы, в результате чего в России появилось около 500000 миноритариев с акциями на руках, которым они не знают ни объективной цены, ни кому их выгодно продать. Площадка типа secondmarket.com позволяет таким миноритариям узнать по какой цене покупают и продают акции компании другие участники, а также не искать покупателя на них самостоятельно, и не заниматься документооборотом и биллингом. Таким образом, непубличный сектор становится более прозрачным, а миноритарии не вынуждены продавать бумаги по цене покупателя.

В ближайшее время таких миноритариев станет на несколько десятков тысяч больше – государство планирует в ближайшие три года провести вторую волну приватизации (5500 компаний и предприятий). Такого рода площадка позволила бы быстро и эффективно продавать доли в этих предприятиях, не прибегая к долгой и дорогой процедуре IPO, а сотрудники и топ-менеджмент этих предприятий смогли бы получить адекватную цену за свои бумаги. Например, компания LinkedIn, которая собирается в 2012 году провести процедуру IPO, целенаправленно выпустила часть акций в обращение на secondmarket.com, чтобы определить оптимальный диапазон размещения и объем спроса. Качество новой волны приватизации – один из ключевых факторов изменения инвестиционного климата в России, по словам Алексея Кудрина.

Еще одно направление развития – помощь в привлечении капитала в технологичные компании. Одно направление – предварительная торговля для компаний, которые собираются провести IPO. Например, Яндекс собирается разместиться на NASDAQ, - а pre-IPO на такого рода площадке подстегнуло бы котировки в преддверии размещения, и позволило бы поучаствовать большему количеству российских участников. Второе направление – определение стоимости непубличных активов в рамках публичной компании для дополнительной капитализации последней – например, такое размещение было бы интересно социальной сети ВКонтакте, у которой помимо публичной Mail.ru Group есть несколько непубличных акционеров, а Mail.ru Group нужны дополнительные позитивные оценки ее активов для увеличения своей стоимости. Третье направление – привлечение капитала в интересные и быстро развивающиеся проекты, которым дорого проводить IPO – например, KupiVip и Ozon.
У биржи РТС был эксперимент с непубличным сектором в виде площадки RTS Board, но его нельзя назвать особо успешным, т.к. он был рассчитан на руководство непубличных компаний, а не на миноритариев, которые больше заинтересованы в определении адекватной цены на акции и более простой процедуре продажи. К тому же, для торговли на РТС необходим посредник в виде брокера, а secondmarket.com также прост в обращении для любого синего воротничка, как eBay.

Россия, как и Саудовская Аравия, Мексика, Венесуэла, Кувейт, Малайзия, Алжир, Украина и Казахстан, относится к странам с доминирующей непубличной экономикой. Объединение и развитие бирж ММВБ и РТС – это, конечно, хорошо для создания международного финансового центра в Москве, но тут не обойтись без создания альтернативной торговой площадки для непубличного сектора. К тому, же альтернативные биржи уже несколько лет как успешно развиваются за рубежом, а в России готовятся законодательные изменения, которые регламентируют их существование. В Америке Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) несколько недель назад также объявила, что разрабатывает ряд инициатив для смягчения регулирования и поддержки площадок типа secondmarket.com.

Таким образом, для создания полноценного финансового центра в Москве нужна альтернативная биржа для непубличных компаний – по примеру успешного американского проекта secondmarket.com, - это подтолкнет развитие интернет-сектора и повысит эффективность второй волны приватизации. А пока что Москва занимает 68 место в рейтинге Global Financial Centres Index, 97 место в TOP100 Innovation Cities и 77 место рейтинге стран по развитию информационных технологий Всемирного Экономического Форума.