Креативные переговоры: Ошибки №1 и №2.

2010-10-04 14:05:18 2303
  • Ошибка №1. «Игнорировать контекст»

  • В Санкт-Петербурге со мной вели переговоры только по тому, что я приехал по рекомендации. Но оказалось еще и для того, чтобы не обидеть рекомендателя. Со мной не собирались работать. Просто действовали в контексте рекомендации! Я готовил документы, а они рассматривали, я предлагал – они кивали и тянули с ответом. И все, что было обещано – было провалено с треском!

  • Ошибка №2. Держаться плана

    План и хронология событий часто нарушаются – это не самоцель. Смена декораций – быстрее чем в театре. Рокировка игроков – обычное дело. Заболел, начал лениться, устал, сломался, уволился… Поэтому… Ориентируясь на план - мы проваливаем ситуацию!

    Таблица №1. Традиционная технология ведения переговоров предусматривает жесткое соблюдение четырех этапов ведения переговоров.

    Э ТАПЫ

    ЦЕЛИ

    ПРОБЛЕМА

    ОШИБКИ

    1. Первый этап

    Уточнение интересов, позиций, целей и т.д. друг друга

    При уточнении всегда остается ряд невыясненных моментов, а вопросов становится все больше.

    Уточнение может привести к затягиванию переговоров, вызову подозрения, непониманию и запутыванию ситуации. Уточнение - это не созидание!

    1) уточнение рождает антипатии;

    2) контекст при обсуждении выявляется крайне редко;

    3)потеря переговорного темпа;
    4) невыяснение важных деталей

    2. Второй этап

    Обсуждение позиций с соответствующей аргументацией

    Обсуждение - не самый эффективный способ установления контакта

    Различное понимание ситуации и целей.

    Здесь мы можем проколоться на раскрытии своих намерений целей и интересов!

    3. Третий этап

    Согласование позиций

    Целесообразно: сначала согласовать общие контуры соглашения (выработать общую формулу), затем обсудить детали

    Большая вероятность ложной позиции/недостоверной аргументации

    4.Четвертый этап

    Заключение договора

    Можно споткнуться на любой детали и спор разгорится после заключения договора

    1)Различное толкование договоренностей, 2)возможный конфликт с партнером;

    3)потеря партнера de facto

    Традиционные переговоры - это скорее дипломатия, чем искреннее знакомство и обсуждение ситуации. И заключение договора не снимает проблемы замкнутости, а только вводит участников в ситуацию совместного дела при отсутствии необходимого сближения.

    В традиционных переговорах борьба за близкое партнерство заранее проиграна, поскольку все схвачено, рынки разделены, дефицита нет. Внимание, интерес и мотивацию вызвать все труднее. Кому ты нужен если ты такой же как все? Если ты как солдат в длинном строю – ничем не отличаешься от остальных.

    К черту традиционные переговоры!

    Посмотрите, как мы ломали все формальности, создавая ивенты на переговорах в нашей необъятной России:

    В Сибири организаторы переговоров меня повели ночью по тайге - показать одно историческое место, а на Чукотке - повезли на катере в Беринговский пролив показывать китов.

    В камчатской Долине гейзеров зимой мы нырнули в горячий источник, а вынырнув уже обо всем договорились.

    Сначала в Москве, а затем в Орле мы поздним вечером играли в бильярд, пока не подписали договор.

    В Сочинской гостинице Жемчужина мы плавали в бассейне и только в самолете в Москву поняли, что нам нужно...

    Наконец в мае 2010 года мы договорились об одном контракте прямо в зале во время 42-го Международного рекламного конгресса, пока кто-то выступал со сцены.

    Значит, организаторы и участники должны обнаружить в ивенте возможность показать нетрадиционный подход, где коммуникационный потенциал намного выше.

    Задумайтесь! Можно ли всерьез планировать общение? Планы придумали стратеги и плановики. Но переговоры ведут переговорщики.

    Однажды мы приехали на переговоры с планом, и тщательно подготовившись. Хозяин кабинета нас огорошил сразу: «Ребята (ребятам было от тридцати до пятидесяти - прим.автора), мне некогда, через 10 минут мне в аэропорт. Давайте по-быстрому. Что вам надо?». Мы сказали и получили хмурый ответ: «Ну я вернусь, и мы все обсудим».

    Почему так получилось ? Мы не знали, что так повернется . По телефону все было иначе и мы решили встретиться. Проблема в нашей установке на план. Мы от него ждали больше чем от самих себя! Мы надеялись на план и были не готовы к ситуации, а надо было действовать в соответствии с ситуацией. И всего лишь.

    Все было проще. Надо было лететь вместе с ним или передать приглашение на увлекательный ивент или передать интересный проект или на худой конец, спросить, кто его пока заменит для продолжения контактов и тому «заменителю» сообщить, что босс дал нам рекомендацию.

    Всего этого в плане не было, и мы завяли, как майские цветы, под солнцем.

    Ситуация повторялась много раз, менялись только «декорации и актеры»!

    И тогда мы начали создавать свои ситуации, причем с каждым партнером по-особому. В Сибири мы били шишки на кедрах и снимали банки с березовым соком, который переливался через край! А еще попутно воевали с комарами. Которым наплевать на то, что мы обмазались комариной мазью, как индейцы, перед ритуалом.

    А как же переговоры? Спросите вы. Мы вернулись, попарились в баньке, и подняли тост за наше сотрудничество. Вот! Мы уже участвовали в ритуале местных переговоров. Они начались, когда мы сказали: «В тайгу? Здорово! Поехали!»

    Вывод. К переговорам нужно готовить не план, а жаркий аргентинский танец! А если серьезнее - создание ситуации!

    (Из книги Толкачев Андрей "Личные продажи".ЭКСМО 2010.