Статьи на гребне волны: как часто нужно обновлять, как их анализировать, какие бывают актуальности статей

2025-07-11 16:58:22 Время чтения 17 мин 645

Сегодня только ленивый не знает, что для роста трафика на сайте важно наличие информационного контента и его регулярное пополнение. И вот вы регулярно пишите статьи, при этом кажется, что информация подана более экспертно, чем у конкурентов. Но трафик не растет, или после роста следует существенная просадка. В чем причина?

Обычно это следствие несистемного подхода и не вполне комплексного планирования, а самое важное – отсутствия понимания:

  1. для чего мы развиваем информационный раздел;
  2. с какой стороны подступиться к наполнению;
  3. почему одни статьи работают лучше, чем другие.

Что такое актуальность статьи

Актуальность статьи — один из важных критериев, который можно упустить и не получить результат. А результат должен быть даже с не самым сильным бюджетом.

В статье мы разберем на конкретных примерах:

  1. Как часто обновлять статьи, и нужно ли это?
  2. Когда и как проводить аналитику?
  3. Типы статей по актуальности, и как с ними работать.

А так же:

  1. Что делать, если теряется трафик со старых статей?
  2. Как сделать новые статьи «вечными»?

Какие бывают типы актуальности статей

Нет правды в том, что информация устаревает на следующий день или уже к тому моменту, когда начинаешь читать следующий пост. Это не совсем так.

Есть статьи, которые забудут «завтра» (например, новостные материалы), а есть те, к которым будут возвращаться в определенные временные отрезки (сезонные статьи типа «Как выбрать елку на НГ»), и они будут иметь пиковые значения только в определенные даты. Также есть информация, которая за счет своей специфики актуальна «всегда» — это так называемый вечнозеленый контент.

Мы это понимаем особенно, когда начинаем выстраивать и развивать статейный информационный проект. Он может существовать в рамках коммерческого сайта, либо как самостоятельная единица, тесно связанная с коммерческой составляющей. Например, это может быть сайт косметологической статейной тематики с разделом «Обзор клиник и врачей в Москве».

Темы разные нужны, темы разные важны?

Штука в том, что нам не всегда нужны «вечнозеленые темы». Зачастую происходит множество инфоповодов, локальных событий, сезонных трендов, которые необходимо охватить и получать пиковый трафик.

Можно сказать, что важно быть всегда на гребне волны, высота которого должна постоянно расти.

Суммируя, можно выделить типы актуальности статьи с некоторыми примерами:

  1. Сезонная. Примеры: “Где хранить мотоцикл зимой?”, “ТОП-10 антикварных подарков на Новый год.”.
  2. Вечная. Пример: “Что делать, если потерялся в лесу?”.
  3. Хроноспецифичная. Пример: “Как зарегистрировать ИП онлайн в 2024 году?.
  4. Ситуативная/Экстренная. Пример: “Изменения в законе о персональных данных с 30 мая 2025”.

Нюансы актуальностей

Важно оговориться, что все рассуждения и доводы приводятся для информационных сайтов/разделов, непосредственно связанных с коммерческой составляющей.

Нюанс 1

Не всегда тема, которая выглядит как «вечнозеленая», будет таковой – специфика выдачи, действия конкурентов, изменения рынка или законодательства, собственные ошибки и другие нюансы могут испортить, казалось бы, четкий план.

Нюанс 2

Нам жизненно важны экстренные и ситуационные темы для:

  1. компенсации падения трафика других статей;
  2. создания сиюминутного ажиотажа;
  3. точечной рекламной кампании, подогреваемой статьями.

И, в данном случае, скорость, качество ТЗ, работа копирайтера и верстка будут играть огромную роль – второго шанса, в отличии от других видов статей, не будет.

Нюанс 3

Статью, которую мы задумываем как хроноспецифичную, можно сделать вечной путем ежегодного обновления, состоящего из:

  1. URL (+редирект);
  2. контента (обновленные данные, если таковые имеются);
  3. мета-тегов и заголовков;
  4. количества вхождений;
  5. Last Modified (HTTP-заголовка, который указывает дату и время последнего изменения ресурса).

Важно, что подходит это далеко не всем тематикам. В большинстве случаев продуктивнее составить новую статью с привязкой к актуальному году и, не удаляя старую, настроить с нее ссылки, логичные и нативные переходы. При таком подходе получаем положительную динамику в виде какого-никакого трафика на старую статью почти всегда, а также рост количества документов, релевантных необходимым запросам.

Нюанс 4

Никогда нельзя останавливаться. Ниже рассмотрим наглядный пример, когда после нескольких месяцев активной публикации вдруг наступает пауза – трафик теряется существенно.

Нюанс 5

Клиент всегда друг. Друг своего сайта. И чем быстрее он поймет это с вашей помощью и выразит свою любовь в виде доверия вашей стратегии и рекомендациям, тем быстрее наступит золотой век его проекта. 

Нюанс 6

Планирование минимум на месяц вперёд. А лучше на полгода-год: нужно составить план по потенциально «вечным», сезонным и хроноспецифичным темам и уже в процессе работы делать регулярные вкрапления ситуативных статей. 

Переходим к примерам

Расскажу о наших проектах, где мы успешно реализовали свои наработки.

Пример 1 

Небольшой, но гордый проект по теме косметологии, который в процессе наполнения расширился разделом с клиниками и врачами, а также информацией о них.

Здесь нет никаких дополнительных источников трафика и инструментов для улучшения репутации и траста сайта. Не внедрено большинство рекомендаций по верстке и шаблону статей, а также коммерческим разделам.

Немного контекста

Август 2024-го был последним активным месяцем в плане наполнения статьями, весна 2023 – более активное наполнение коммерческого раздела. Проект, соответственно, стартап и на NDA.

  1. 260 статей.
  2. 400 страниц докторов.
  3. 400 страниц клиник.

Имеем общий трафик из поиска:

Наблюдается рост посетителей

Конверсии:

Так выглядит динамика достижения целей

Имея совсем небольшое количество статей и привлекая совсем несерьезный, по информационным меркам, трафик, мы тем не менее извлекаем конверсии, которые растут как за счет новых статей, так и за счет «вечных» тем.

Какие темы мы поднимаем?

Статья на тему «Коллагенирование волос» приносит стабильно растущий трафик с момента публикации.

С момента публикации наблюдается стабильный рост посетителей страницы со статьей

Причины образования «красных родинок» — яркий всплеск и бесславный конец:

Если брови опускаются, значит это кому-нибудь нужно: статья про опущение бровей:

Промежуточный вывод

Нет заранее спланированных ситуативных статей – их заменили попавшие в тренд потенциально «вечные», нет статей, которые актуальны на протяжении всего года (и особенно за месяц до и пару месяцев после начала).

Динамика 10 самых популярных статей наглядно показывает, как различны сроки жизни документов в информационной выдаче и как важно массивом новых публикаций компенсировать уходящие тренды старых статей.

Динамика привлекаемого трафика по различным статьям

Очень наглядно видна динамика, при почти полном отсутствии публикаций в определенный период. Именно тогда часть старого материала утратила актуальность и свежесть, а новые статьи не публиковались. 

В моменте просадки новые статьи не писались.

А так выглядит динамика по достижению целей:

И, кстати, конверсии так же падают и при этом имеют затяжной тренд в падении

Пример 2

Качественный коммерческий ресурс с блогом (изначально на поддомене, потом на основном домене).

Немного контекста 

Есть поступательная работа на улучшение как коммерческой составляющей, так и информационной. Проделана большая работа клиента по росту траста как бизнеса, так и сайта на основе рекомендаций.

Мы написали кейс для платформы Qugo по работе с самозанятыми

Основные вводные данные можно найти в кейсе, который настоятельно рекомендуем к ознакомлению, однако коротко можно отметить:

  1. публикация статей происходит 2 раза в неделю;
  2. на текущий момент имеем порядка 700 страниц блога.

В данном проекте максимально спланированы ТЗ, в которых были учтены следующие аспекты:

  1. тема;
  2. даты выпуска;
  3. количество символов;
  4. «конкуренты»;
  5. заголовки;
  6. пояснения;
  7. направленность (b2b или b2c).

К этому уже по готовности статьи клиентом добавляется:

  1. инфографика;
  2. экспертные комментарии;
  3. лид-магниты.

Такой  подход и позволил добиться результатов, которые можно было сформировать в кейс.

Типы статей и их актуальность наглядно

Однако, интересно в аспекте темы текущей статьи наглядно увидеть, как различаются трафик разных типов статей, как мы компенсируем падение актуальности одних статей растущей актуальностью других.

Статья 1: «Входит ли работа по договорам ГПХ в трудовой стаж?» — очень животрепещущая тема, актуальность растет:

Такой материал вполне может считаться вечнозеленым контентом

Статья 2: «Не секрет, что число граждан иностранных государств, работающих в Российской Федерации, растет, но как делать выплаты нерезидентам?». Тема только набирает ежегодно популярность:

Популярность этой статьи обеспечивается геополитической обстановкой

Статья 3: «Как получить ИНН на Госуслугах?» – некогда революционно-инновационная тема подверглась прессингу в SERP со стороны сайтов банка, государственных порталов. Хотя и сама статья уже устарела, данные на 2023 год.

К концу 2025-го это основной кандидат на обновление статьи: 

Статье нужен апдейт, потому что наблюдается стойкое снижение числа посетителей

Статья 4: Кто я? Киса? Бэтмен?, или «Лимит расчетов с самозанятыми»:

Вы тоже видите здесь котика?

Достигнув пика, спустя 2 месяца статья стремительно теряет актуальность. Что интересно, данные, приведенные в статье актуальны по сей день, несмотря на то, что они не менялись с 2023 года. Однако, статья должна стать той самой хроноспецифичной статьей, обновлять которую необходимо каждый год. Анализ выдачи показывает, что в данной теме в ТОП-5 находятся сайты с вхождением фразы «2025».

Статья 5: Какие налоги должен заплатить заказчик при выплате исполнителю по договору ГПХ в 2024 году. Статья, планово входящая в список хроноспецифичных. Успешно закрыла 2024 и захватила кусочек 2025

Штиль → Всплеск → Штиль

Статья 6: Ситуативно ознакомили читателей с тем, как выглядит единый налоговый платеж с 2023 года.

А тут уже мы наблюдаем пилообразный всплеск активности посетителей страницы со статьей

Стоит отметить, время, которое требуется с момента публикации до выхода на пик, занимает в среднем месяц- два у типов статей, которые не относятся к сиюминутным (опять же, зависит от траста, частоты обновлений, общей суммы статей и т.д.) и 2 недели у сиюминутных при условии посещения сайта быстроботом.

Что мы получаем

В сумме, умело ранжируя и планируя разные типы статей, мы получаем компенсацию падения спроса путем вывода в топ и получения качественного трафика в новых, а также «вечных» в статьях.

При этом, важно отметить качественную редактуру, профессиональные замечания и внедрение некоторых тем клиентом – без этого было бы сложно добиться успехов в статейном и коммерческом YMYL сегменте данного проекта.

Пример нескольких десятков тем. Рост и хорошие пики по одним компенсируют мимолетность других и в сумме дает регулярное улучшение трафика

Также, эффективность по данным Search Console:

Рост эффективности и показов блога с колебаниями в «не сезон»

… и «Яндекс Метрики»:

Рост трафика из поиска по данным «Метрики»

Коротко о главном

  1. Нестрашно и даже вполне логично что иногда, казалось бы, вечная тема делает «пшик».
  2. Обязательно ищем и размещаем ситуативный контент сами.
  3. Статью с привязкой к году, делаем вечной двумя путями – корректировками либо созданием новой.
  4. Перерывы в публикациях недопустимы.
  5. Клиент – главный друг своего сайта.
  6. Планирование, планирование и ещё раз аналитика).