9 главных тенденций digital-маркетинга 2024 года в России

2024-01-24 15:44:38 Время чтения 11 мин 482

Сделали подборку из 9 актуальных тенденций, которые уверенно вошли в 2023 год и по нашим прогнозам не будут сдавать позиций в наступившем. В топе трендов от Веб-Центра - позиции, на которые обязательно стоит обратить внимание. В финале статьи порадуем бонусом, который будет особенно актуален для тех, кто сейчас проектирует маркетинговую стратегию.  

1. Персонализированные коммуникации с использованием искусственного интеллекта

ИИ уже не любопытная игрушка, а эффективный маркетинговый инструмент. Генерирует текстовый и графический контент, быстро и результативно оптимизирует рекламу, настраивает процессы поиска платежеспособных клиентов для бизнеса. Но чтобы найти подходящие алгоритмы, необходимо постоянно тестировать варианты.

Снежана Федорина 
Интернет маркетолог Веб-Центра
У нас есть кейс, как мы работали с Midjourney для создания графики на сайт производителя межкомнатных дверей. По итогу время на разработку визуалов было сокращено в три раза. ИИ помог минимизировать затраты клиента на графику и наши трудозатраты: силы и время дизайнера.

2. Ребрендинг как инструмент коммуникации

В 2023 году крупные компании ребрендинг использовали в качестве громкого инфоповода, показывая таким образом свою готовность к изменениям и креативность. Один из самых заметных примеров - МТС: изменился логотип, на нём теперь нет яйца. Визуально изменились "Яндекс Лавка" и TuTu, Delivery Club стал "Маркет Деливери", "СберМегаМаркет"  —  "Мегамаркет". Ребрендинг провел и гуру дизайна Артемий Лебедев. Студия обновила сайт, обогатила его функционал. Веб-Центр тоже следовал тенденциям — обновлены логотип и сайт. 

3.  Новые инструменты и платформы для рекламы

С блокировкой зарубежных платформ усилилась конкуренция, отечественные компании начали активно разрабатывать инструментарий, создавать свои рекламные ресурсы. Но пока замене иностранного инвентаря в процессе, о полноценном переходе говорить рано. Уверенные позиции занял “Яндекс”, став почти монополистом, VK Реклама расширила стек возможностей и включила опции по продвижению статей в Дзене, собственный рекламный кабинет Dialog открыли X5 Retail Group. Но что касается мобильной рекламы, комплексной замены Google пока нет, добор ёмкости идёт через CPI сетки. 

4. Маркировка рекламы

Новые реалии, к которым нужно было оперативно подстроиться. С 1 сентября вступила в силу система штрафов. Не зарегистрировали рекламное объявление - административная ответственность. Первые месяцы осени прошли в панике. 99% предпринимателей выявили острую потребность в помощи по маркировке рекламы, 46% начали активно искать подрядчиков, расширять штат сотрудниками на этот блок работ.  

Павел Ширко
Старший специалист по контекстной рекламе Веб-Центра 
Нововведение повысило трудозатраты не только предпринимательского сообщества, но и медиаагентств. Теперь на планирование и запуск рекламных кампаний требуется гораздо больше времени. Чтобы оптимизировать процессы, не хватает индустриальных решений. Агентства вынуждены самостоятельно заниматься автоматизацией, но не у всех есть для этого возможности. Из негативных сценариев на 2024: в ряде случаев учёт интернет-рекламы будет переложен на потребителя.

5. Изменения во ВКонтакте

2023 год был для компании реформаторским, от смены руководства до обновления функционала. Появились новые коммуникационные функции VK-звонки, переговорная площадка и совместный просмотр видео. Появился раздел VK-подкасты, формирующий с помощью алгоритмов лучшие подкасты в подборки. Обновился редактор статей и теперь можно вести на продажи, напрямую направив пользователя к карточке товара. Стартовал видеохостинг VK Видео, появился новый раздел «Мало взаимодействуете», который позволяет отписаться от сообществ.

По прогнозам, 2024 год порадует новыми апгрейдами. Будем ждать и тестировать.

6. VK Видео как альтернатива You Tube

Видеохостинг VK Видео позволяет привязывать каналы к сообществам, переносить видео с YouTube, привлекать бОльшую аудиторию, чем американский ресурс. Плюс такие привлекательные условия, как монетизация и стриминг, приоритетные для брендов, ориентированных на горизонтальный видеоконтент.

Снежана Федорина
Интернет маркетолог Веб-Центра
И если в общем, видеоконтент в конце 2023 года занял второе место в b2c-маркетинге. О многом говорят цифры. Более 80% пользователей принимают решение о покупке после просмотра видео о товаре. Тенденция будет укрепляться.

7. Омниканальный маркетинг

Тенденция, стирающая границы между ресурсами. Эта стратегия объединяет все каналы в единую систему и делает это процесс бесшовным. Касания с клиентом повышают своё качество, выстраиваются персонализированные коммуникации.  Составляющими стратегии могут быть: сайт, электронная почта, социальные сети, UGC-площадки, мессенджеры, пуши и SMS-рассылки, чат-боты, офлайн-инструментарий. 

Есть важный нюанс: вне зависимости от выбранных каналов, из использование должно запускаться легально, через получение согласия пользователя на отправку сообщений через предлагаемые источники. Один из лайфхаков - форма чек-бокса:

При грамотно спроектированной стратегии эта цепочка действует бесперебойно, позволяет отслеживать все касания с клиентом.

8. Telegram стратегии

В 2023 году Telegram радовал изменениями, которые коснулись как пользовательского функционала, так и опций для бизнеса. Так в июле расширились категории таргетингов, вошли 4 позиции: геолокации по стране, язык, интересы, кастомные параметры. Добавилась возможность ставить внешние ссылки: попасть на сайт можно активацией кнопки Open Website. Август порадовал UTM-метками, теперь их можно активно использовать в контенте. 

По прогнозам экспертов, в 2024 году продолжится совершенствование Telegram Ads, расширяться будет и пользовательский функционал. Если вы еще думаете, включать ли Telegram в маркетинговую стратегию - сомнения в сторону.

9. Ослабление Instagram*

Аудитория заблокированных Instagram и Facebook* сократилась в 2,5 раза. Россияне, которые остались пользователями, стали реже заходить и уделять меньше времени запрещенным в РФ социальным сетям. Значительно снизились охваты у крупных блогеров, в падении до 33%. Ситуация со спадом аудитории в 2024 стабилизируется, но срезы по охватам вряд ли будут радовать динамикой роста.

*Принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ.

Что ожидать

В целом, 2024 продолжит развивать тенденции 2024 года. Акцентными направлениями в social media станет VK, продолжится эволюция из мессенджера в социальную сеть у Telegram.

В подборку не включили интерактивный контент и геймификацию, а про них стоит сказать. По показателям аудиторской компании Deloitte прошлого года, через геймификацию было зафиксировано 40% клиентской вовлеченности. По прогнозам, цифра будет расти.

Персонализация - тоже важная тенденция, которая повлияла на маркетинговые процессы. Человекоцентричность можно назвать одним из лейтмотивов прошлого года. В 2024 тренд будет укореняться и развиваться.  

Будем рады, если наш гайд по тенденциям будет вам полезен. Рекомендуем грамотно проектировать маркетинговую стратегию, выстраивать систему из инструментов и методов. Ни одна из этих тенденций не работает на результат автономно. Анализ, тестирование, выбор эффективных вариантов, построение цепочки действий - верный путь к результату. 

И обещанный бонус:  Стратегия продвижения в интернете от Веб-Центра.