Как обнаружить кражу своего контента и защитить его от копирования

2024-01-26 12:10:00 Время чтения 10 мин 1029

С помощью контента вы привлекаете новых людей, создаете свое комьюнити, увеличиваете лояльность аудитории, и, конечно, же продаете свой продукт. Чтобы этого достичь, вы прикладываете много усилий. Но даже в этом случае все усилия могут обесцениться, если кто-то просто нажмет ctrl+c ctrl+v. Команда lava.top рассказывает, как обнаружить кражу своего контента и защитить его от копирования.

Самый привлекательный контент для кражи

Любителей своровать, а не вдохновиться, привлекает почти весь медиаконтент: тексты, дизайн сайтов и логотипов, визуальная айдентика брендов, а также иллюстрации и картинки. Всё это можно использовать при создании «оригинальных» коммерческих продуктов. Чаще всего воруют статьи, инфографику и цифровые изображения.

Если вор хочет скрыть очевидную кражу контента и не нарваться на фильтры поисковиков, то в ход идут поверхностный рерайтинг и уникализация картинок. Сейчас оригинальный авторский текст можно прогнать через нейросети или самостоятельно заменить пару слов синонимами. На цифровых изображениях меняют цветовую гамму, разрешение и размер, или отражают, поворачивают и кадрируют.

Воруют также и эксклюзивные материалы с целью бесплатного распространения. Например, на сливах вы можете найти авторские вебинары, онлайн-курсы и мастер-классы, а книги, учебные пособия, пошаговые инструкции утекают на открытые библиотечные ресурсы.

Что не так с копированием

Полностью скопированный или слегка измененный контент приводит к потере прибыли и трафика у настоящего владельца. Например, вор разместил украденные статьи у себя на сайте, и через какое-то время поисковики выводят его ресурс выше в топе, чем первоисточник. В итоге новых посетителей и потенциальных клиентов получает вор, а не автор контента.

Придумывая свои шедевры, модельеры высокой моды во Франции используют «правило семи отличий»: если вы вдохновляетесь чужими работами, то при создании чего-то похожего, в вашем дизайне должно быть семь кардинальных отличий. Следуя этому правилу, человек не нарушает авторское право, т.к. вдохновляться идеями других людей не запрещено.

Когда эксклюзивный материал, который доступен только на сервисе продажи контента, например, lava.top, размещают в свободном доступе, то креаторы и веб-мастера теряют деньги. Кто захочет платить за продукт, если его можно просто скачать? Также страдает репутация автора, когда вор пытается скрыть кражу через случайное или намеренное изменение контента.

3 способа обнаружить кражу вашего контента

  1. Ищите совпадение по ключевым словам: вбивайте в поисковик слова или даже целые фразы из вашего материала. Используйте и Яндекс, и Гугл, т.к. там разный результат поисковой выдачи. Для точного совпадения заключайте предложение в кавычки.
  2. Проверяйте цифровые изображения: загрузите фото либо в «Поиск по картинке», либо используйте сторонние сервисы, например, TinEye. Так вы сможете обнаружить, где еще «гуляет» ваше изображение.
  3. Используйте сервисы для проверки уникальности текстов: когда материал копируют с некоторыми изменениями или поиск по фразам занимает много времени, можно использовать специальные сервисы, например, advego. Сайт обрабатывает текст целиком, показывает уровень уникальности и площадки, где еще он размещен. Также можно увидеть, насколько качественно вор поработал над первоисточником с помощью рерайта.
Результат проверки текста на advego.com

Что делать, если ваш материал скопировали

К сожалению, вы не сможете полностью обезопасить свой контент от кражи. Но вы можете отвоевать его обратно и наказать вора. 

1. Закрепите авторские права

Пройдите процесс регистрации и получите сертификат, который поможет доказать авторство на ваш контент в случае судебного разбирательства. За услугу придется заплатить, но так вы официально зафиксируете свою причастность к материалу. Перед публикацией контента обратитесь в Национальный реестр интеллектуальной собственности или Интеллектуальный регистратор авторских прав IREG.

Вы сможете быстрее и проще доказать свои права на контент, если оставите свою подпись под произведением. При этом неважно, используете вы настоящее имя или псевдоним. Главное, показать, что у текста или картинки есть автор и объект является интеллектуальной собственностью.

2. Свяжитесь с владельцем площадки

Напишите одно письмо по электронной почте, а бумажный вариант направьте через почтовое отделение. Так вы сможете доказать в суде, что пытались решить вопрос мирным путем. В электронной версии можно высказать свое недовольство, но помните о правилах деловой переписки.

Приложите к письму подтверждения своего авторства на украденный контент, и укажите, каких действий вы ожидаете со стороны площадки. Обязательно обозначьте, какой именно материал должны удалить, в какой срок и сколько вор заплатит за причиненный ущерб. Если вы не получили обратного письма от владельца ресурса, тогда можно начинать готовить документы в суд.

Обычно контакты для связи можно найти на странице сайта, но если никакой информации там нет, то воспользуйтесь сервисом для проверки доменов WHOIS. Он покажет вам адрес электронной почты владельца ресурса, на котором разместили украденный контент.

3. Свяжитесь с техподдержкой поисковика

Если украденный материал не удалили, а ваши письма проигнорировали, то напишите в Яндекс и Гугл. Расскажите о ситуации и попросите заблокировать ресурс.

Важно! Чтобы увеличить вероятность блокировки, приложите к письму подтверждение своего авторства, например, сертификат о регистрации интеллектуальной собственности или скриншоты с первой датой размещения и вашей подписью под контентом.

4. Обратитесь в суд

Когда ситуацию с кражей контента не удалось решить мирным путем, — готовьте документы и передавайте их в суд. Если у вас не ИП или ООО, то подавайте иск в районный суд, а если материал своровали у предпринимателя или организации, — обращайтесь в региональный арбитражный суд.

Готовим документы для обращения в суд

  1. Скриншоты, подтверждающие факт копирования вашего контента. На них должны быть время, дата, название ресурса. Также вы можете привлечь нотариуса к изучению страницы с украденным материалом, который установит нарушение авторского права.  
  2. Досудебная претензия, где зафиксированы ваши требования к владельцу сайта. Подробнее вы найдете в разделе «Свяжитесь с владельцем площадки».
  3. Исковое заявление, в котором вы описываете ситуацию, ваши шаги по решению спора и что вы хотите получить в итоге.

После того как суд признает незаконность действий обладателя площадки, направьте заявление в Роскомнадзор. Служба свяжется с компанией, предоставляющей доступ к сайту, и потребует ограничить возможность посещения страницы с украденной информацией. Хостинг-провайдер оповестит владельца ресурса, и если он не удалит скопированный материал, то ему ограничат доступ к площадке целиком.

Если украденный контент не удаляют даже после обращения Роскомнадзора, тогда служба связывается с телекоммуникационной компанией. После этого доступ к незаконно скопированному материалу или сайту полностью блокируется в течение суток.

А за это вам ничего не будет

Мы собрали 5 правил, как можно использовать чужой контент, не нарушая закона:

  1. Вы взяли контент, на который истекли авторские права или их никогда и не было. Исключение составляет только объекты, охраняемые музейным правом.
  2. Вы не копируете целые куски текста, а используете цитирование с указанием первоисточника и автора. Например, так делают в научных исследованиях.
  3. Вы подписали лицензионный договор с правообладателем материала и не нарушаете условия его использования.
  4. Вы приобрели контент по лицензии, например, на стоке, и соблюдаете все указанные условия при использовании.
  5. Вы используете публичную лицензию Creative Commons, и материал, который вы купили, можно найти на самой площадке СС.

Ваш контент — это интеллектуальная собственность, за которую нужно бороться, и вы можете справиться с этим самостоятельно. Конечно, незначительная кража, например, поста или иконки, не стоит таких усилий. Но если своровали большой эксклюзивный материал целиком, то тогда накажите вора и придайте огласке недобросовестное копирование, чтобы другим было неповадно.