От идеи до запуска: 11 ключевых этапов создания сайта

2023-08-24 10:29:40 Время чтения 9 мин 1249

Если вы задумываетесь о создании сайта, первое и самое важное, что нужно сделать — определить, для каких целей он нужен. Какие задачи и боли он должен решать? Но это только самое начало пути. В этой статье я, основатель 1-го российского научного центра «Технологии успеха» Марат Байбиков, попробую доступно рассказать обо всех этапах, которые нужно пройти для разработки сайта.

Шаг 1. Определить цели

Вот несколько возможных вариантов:

  1. Сайт нужен, чтобы было как у конкурента Васи — аргумент, популярный на заре эры сайтостроительства.
  2. Вам нужен электронный каталог товаров и услуг, чтобы давать ссылки на него партнерам и размещать их на визитках.
  3. Рассматриваете сайт для привлечения новых клиентов. Эдакий электронный отдел продаж, который работает круглосуточно и генерирует заявки. Но помните: чтобы заявки превращались в реальных клиентов, их надо правильно обрабатывать!
  4. Или сайт нужен для решения повседневных задач вашего бизнеса. Как, например, сайт brav-o.ru, который из обычного интернет-магазина трансформировался в инструмент работы с дилерами. Личный кабинет дилеров позволяет вести электронный документооборот, оставлять заявки, получать товар.
  5. Наконец, ситуация, когда у вас нет производства, складов и магазинов, но есть стартап, полностью зависящий от Интернета. Сайт в таком случае станет единственным источником заработка.

Когда вы четко поняли, чего хотите от сайта, пора действовать! То есть искать исполнителей.

Шаг 2. Предпроектное обследование (ППО)

Ваши потенциальные исполнители будут спрашивать, есть ли у вас техническое задание (ТЗ). Если у вас его нет (а так обычно и бывает), вам предложат заполнить подробнейший бриф. Но кому вообще хочется этим заниматься? Вряд ли кому-то.

Что предлагаем мы?

Мы проводим с вами, нашим потенциальным клиентом, предпроектное обследование (ППО). Это всего 2–3 беседы продолжительностью по 1–1,5 часа каждая.

Что это дает?

Прежде всего, мы полностью понимаем вашу бизнес-задачу. Но, что еще более важно, мы уже можем дать ответы по технической стороне — как именно реализовать вашу бизнес-задачу!

Шаг 3. Анализ конкурентов

Как только завершается предпроектное исследование, мы приступаем к анализу сайтов ваших конкурентов. Наша цель — найти лучшие идеи.

Не нужно путать это с плагиатом. Мы изучаем самые успешные решения и адаптируем их под ваш бизнес. Удобное расположение информации, простота использования сайта и другие фишки — это то, на что мы обращаем внимание.

После анализа конкурентов мы составляем отчет с конкретными предложениями для вашего сайта и согласовываем его с вами. Пример отчета.

Шаг 4. Анализ старого сайта

Если у вас уже есть сайт, мы анализируем и его, изучаем системы аналитики, такие как Яндекс. Метрика, Google Analytics, смотрим тепловые карты.

С вашего старого ресурса берем все то, что уже хорошо работает и приносит пользу.

Шаг 5. Структура

Затем мы создаем структуру, «скелет» будущего сайта и согласовываем ее с вами, чтобы ничего не было упущено.

Вот пример того, как это выглядит:

Шаг 6. Прототип

После этого переходим к одному из важнейших шагов — созданию прототипа. На данном этапе мы визуализируем будущий сайт в черно-белом макете, который открывается в браузере на ПК. Для создания прототипа используются специальные программы, такие как Figma или Axure. Пример прототипа.

Зачем нужен прототип? Он позволяет предварительно оценить внешний вид будущего сайта, подобно чертежу будущего дома. На этом этапе легко внести изменения, переместить/добавить/удалить элементы, написать заголовки и тексты.

Шаг 7. Написание текстов

Параллельно с созданием прототипа или после этого этапа придумываются заголовки страниц и подразделов страниц, пишутся основные тексты (О компании, Наши услуги и т. д.).

Возможно, вы зададите вопрос: зачем это делать? Дело в том, что нашим заказчикам зачастую сложно предоставить готовые тексты, даже если у них есть маркетолог: не все из них владеют искусством работы с текстами. У нас же в штате имеются редакторы. Они не просто пишут тексты, а создают продающие тексты, которые вызывают желание приобрести товары и услуги наших клиентов.

Шаг 8. Дизайн

Наши дизайнеры создают картинки будущего сайта по утвержденному прототипу, уделяя внимание каждой детали. Мы понимаем, что каждый клиент уникален, имеет свои вкусы и представления о том, как должен выглядеть его сайт. Поэтому всегда учитываем индивидуальные потребности заказчика, отталкиваемся от логотипа и фирменного стиля компании. А если есть запрос — можем сами разработать полный брендбук в рамках отдельной услуги.

Что делать, если вы не нашли в нашем портфолио работы, которые совпали бы с вашими вкусами? Для нас самое главное — чтобы сайты понравились их владельцам! Точто так же мы будем относиться к вашему проекту! Однако наша цель — не только угодить заказчику, но и учесть интересы его клиентов. Мы всегда следуем самым современным трендам в дизайне, чтобы создать удобный сайт, который будет привлекать внимание и долго оставаться актуальным.

Разработка дизайна начинается с рисования главной страницы. Если вас что-то не устроит, внесем изменения. Только после согласования главной страницы приступим к остальным.

Шаг 9. Верстка

Когда дизайн полностью утвержден, мы передаем его на следующий этап разработки — верстку. Наши верстальщики создают код, который реализует задуманный дизайн, то есть переводят дизайн на язык, понятный компьютеру, и делают его адаптивным для мобильных устройств. Это уже почти готовый сайт.

Шаг 10. Система управления сайтом

Далее в дело вступают программисты. Они создают панель управления контентом, которая будет доступна только вам под логином и паролем. С ее помощью можно, например, добавлять новости на сайт, редактировать описание товара, добавлять новые товары.

Мы проводим для клиентов обучение по использованию системы управления сайтом. В ходе обучения всегда записываем видео, чтобы вы в любой момент могли вернуться к нему или передать для изучения кому-то из сотрудников. Если же у вас нет времени на работу с сайтом, мы можем взять его на техническое сопровождение и доработки.

Кроме того, мы можем взять на себя задачу переноса контента с вашего старого сайта на новый. Это позволит сохранить все необходимые данные и информацию.

Шаг 11. Тестирование и ввод в эксплуатацию

Перед сдачей проекта мы его тщательно тестируем по собственному чек-листу и вашему бизнес-процессу. Также на финальном этапе переносим сайт с временного адреса (домена) на постоянный.

В договоре прописана гарантия на все наши работы. Если после сдачи проекта вы столкнетесь с какой-то ошибкой, исправим ее бесплатно.

Ключевые этапы разработки сайта в 1-ом российском научном центре «Технологии успеха»:

  1. Определение/обсуждение причин и целей создания сайта
  2. Предпроектное исследование
  3. Анализ конкурентов
  4. Анализ существующего сайта (если есть)
  5. Создание структуры сайта
  6. Разработка прототипа
  7. Написание заголовков и текстов
  8. Дизайн
  9. Верстка
  10. Создание системы управления сайтом
  11. Тестирование и ввод в эксплуатацию