Что изменится для бизнеса с 1 сентября 2025 года

2025-08-25 13:21:12 Время чтения 8 мин 1582

Что ждет бизнес с 1 сентября? Обновляются правила оформления чеков, старт обязательной маркировки, ужесточение контроля за рекламной деятельностью и другие новые требования.

В статье разберем основные изменения для ИП в 2025 году.

Новые требования к кассовым чекам

Изменения в чеках с 1 сентября 2025 года включают новые обязательные реквизиты. 

Кассовый документ должен содержать:

  1. часовой пояс — тег 1011;
  2. факт оплаты онлайн — тег 1125;
  3. информацию о безналичном платеже, включая сумму — тег 1082;
  4. номер фискального документа для маркированной продукции — тег 2040.

Также с сентября 2025 в чеках изменятся правила для расчетов в интернете. Электронный формат должен содержать:

  1. тег 1125 со значением «1» — подтверждение, что оплата прошла через интернет;
  2. URL сайта — указывается в теге 1187 как «место расчетов»;
  3. телефон или email покупателя — тег 1008.

При заполнении полей с ошибками онлайн-чек будет считаться недействительным.

При нарушении изменений в чеках с 1 сентября 2025 года штрафы для бизнеса составят до 10 000 ₽ согласно ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.

Изменения в работе с персональными данными

Изменения в 152-ФЗ «О персональных данных» вступают в силу с 1 сентября 2025 года и касаются порядка получения согласий на обработку персональных данных.

Согласие теперь должно предоставляться в виде отдельного документа. Включение его в текст договора, оферты или пользовательского соглашения станет недопустимым. Цель изменений — усилить добровольность согласий граждан.

Нарушение изменений в обработке персональных данных с 2025 года влечет штраф — до 700 000 ₽.

Про блокировку счетов по 115-ФЗ рассказали в статье: Блокировка счета по 115‑ФЗ: как защититься бизнесу

Изменения в маркировке товаров

С 1 сентября 2025 изменения в маркировке включают:

  1. Завершение переходного периода по маркировке остатков парфюмерии, одежды и фотоаппаратуры. С сентября 2025 года продажа товаров без маркировочного кода запрещается, включая имеющиеся запасы на складах и в магазинах.
  2. Введение ЭДО — все перемещения товаров с маркировкой должны фиксироваться в электронном виде с использованием квалифицированной электронной подписи.
  3. Расширение структуры обязательных реквизитов в кодах DataMatrix с указанием: классификатора ОКПД2, страны происхождения, типа упаковки и изделия.

Кроме того, с 1 сентября изменения в маркировке начинаются для новых товарных групп. Нанесение кодов станет обязательным для следующих категорий:

  1. Кондитерские изделия на основе сахара.
  2. Спортивное питание и специализированные продукты.
  3. Чай и чайные изделия.
  4. Кофе и производные продукты.
  5. Отдельные виды строительных и отделочных материалов.
  6. Игрушки.
  7. Товары личной гигиены в потребительской упаковке.

Изменения в ОКВЭД

Осенью начинают действовать изменения в ОКВЭД для ИП и организаций. Правила вводятся на основании 529-ФЗ от 28.12.2024 и Постановления Правительства РФ от 27.05.2025 № 728. Теперь коды будут делиться на два типа: заявительные и отчетные. 

  1. Заявительные коды указывает сам бизнес. 

Он самостоятельно выбирает основной ОКВЭД при регистрации деятельности или внесении изменений в его профиль.

Основной код можно будет изменить, но до момента, когда Росстат присвоит отчетный код. Дополнительные коды менять можно в любое время без ограничений.

  1. Отчетные коды для бизнеса назначаются Росстатом. 

Это те же ОКВЭД, но с указанием доли (в процентах) участия каждого вида деятельности в общем объеме бизнеса. Коды формируются по итогам года на основании фактически осуществленной работы.

Данные будут собираться из трех источников:

  1. Статистическая отчетность, которую ежегодно сдают ООО и ИП.
  2. Добровольно поданные сведения.
  3. Административные источники.

Изменения в работе с рекламой

С 1 сентября 2025 года изменения для ИП охватывают новый порядок размещения рекламы на платформах, признанных экстремистскими организациями, включая Instagram и Facebook. К поправкам относятся следующие требования:

  1. Вся интернет-реклама должна быть зарегистрирована в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) и содержать идентификатор ERID.
  2. Рекламные звонки подлежат обязательной маркировке, например, если бизнес предлагает товары или услуги по телефону, вызов считается рекламой.
  3. Блогеры, у которых более 10 000 подписчиков, обязаны зарегистрировать деятельность в Реестре Роскомнадзора. Без регистрации публикация рекламных материалов будет считаться нарушением 72-ФЗ.

Ответственность за несоблюдение требований несут как рекламодатели, так и распространители рекламы согласно ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Штрафы за нарушение изменений в 2025 году для ИП составят до 20 000 ₽, для юрлиц до 500 000 ₽.

Уведомление о начале деятельности будут подавать меньше компаний и ИП

Изменения для ИП с 2025 года упрощают порядок подачи уведомлений о старте работы. Правительство утвердило список видов бизнеса, которым теперь не требуется уведомлять контролирующие органы о начале деятельности. Среди них:

  1. гостиничные услуги и услуги временного размещения и проживания;
  2. производство некоторых пищевых продуктов, включая мясные и кондитерские изделия;
  3. переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков.

Для организаций и ИП, которые собираются заниматься или уже занимаются другими видами бизнеса из утвержденного перечня, порядок взаимодействия с контролирующими органами остается прежним.

Вывод

Бизнесу важно подготовиться заранее к новым требованиям, начинающимся с 1 сентября 2025 года. Изменения затрагивают:

  1. Кассовые чеки — добавлены новые реквизиты, требования к онлайн-оплате и внешнему виду чеков.
  2. Персональные данные — согласие должно быть отдельным документом с полным перечнем сведений. Штрафы за нарушения до 700 000 ₽.
  3. Маркировка — продажа остатков без кодов запрещена, старт обязательной маркировки для группы товаров, внедрение ЭДО.
  4. ОКВЭД — коды разделяются на заявительные (указываются бизнесом) и отчетные (присваивает Росстат).
  5. Реклама — обязательна регистрация в ЕРИР, маркировка звонков, запрет рекламы на запрещенных платформах.
  6. Уведомления — часть ИП освобождены от подачи уведомлений о начале деятельности.