Принимаете оплату через сайт, интернет-магазин или соцсети? Тогда вы обязаны выдавать электронные чеки в соответствии 54‑ФЗ. Облачная касса — это законное решение, которое автоматически фискализирует все виды онлайн-платежей и отправляет чеки в налоговую и клиенту.
В этой статье рассказали, для чего нужна облачная касса, и собрали рейтинг популярных провайдеров.
Облачная касса или виртуальная касса — это онлайн-касса, работающая через интернет, со встроенным фискальным накопителем (ФН) для хранения и передачи данных о расчетах. Она нужна для фискализации платежей в интернете и формирования электронных чеков. Ее применение регулирует закон 54-ФЗ.
Чаще такую кассу оформляют в аренду: она находится в дата-центре поставщика и он занимается ее обслуживанием. Такое решение удобно, поскольку ККТ требует стабильного подключения к интернету, а при сбоях — быстрого решения проблем. При невыдаче чеков клиентам из-за ошибок на кассе бизнес ожидает штраф за нарушения по 54-ФЗ.
Как работает облачная касса?
Важно! Облачная касса формирует только электронные чеки, которые содержат все обязательные реквизиты согласно ст. 4.7 54-ФЗ и юридически равнозначны бумажным.
Важно, что онлайн-касса для интернет-магазина поддерживает прием платежей разными способами: по карте, СБП, QR-коду, долями и т.д. Такое решение способствует удержанию клиента, что увеличивает конверсию в оплату.
Среди недостатков облачной кассы можно выделить:
Главное отличие — в функционале и удобстве. Если ИП принимает оплату через сайт, мессенджеры или соцсети, то ему не нужен физический аппарат. Облачная касса работает с платежами в интернете. Она не печатает бумажные чеки, а формирует их в электронном виде и отправляет покупателю и в ФНС автоматически.
Касса в облаке полностью автономна — не требует кассира, открывает и закрывает смены автоматически. Функционал делает ее идеальным решением для интернет-магазинов, онлайн-сервисов и любых продаж без физической точки.
Также важное отличие между облачной и стационарной кассы — в формате чеков. Облачная формирует только электронные чеки, так как разработана для платежей в интернете. Стационарная формирует и бумажные, и электронные (с согласия покупателя). Оба вида чеков юридически равнозначны.
Виртуальную кассу можно взять в аренду — без крупных вложений. Предприниматель не покупает оборудование, не обслуживает его и не думает об обновлениях — этим занимается провайдер. Аренду можно оформить на нужный срок, в том числе с техподдержкой.
Плюс — одна облачная касса может обслуживать сразу несколько сайтов, витрин или торговых точек. У обычной ККТ такой возможности нет — каждый аппарат работает только в одной точке продаж.
Облачная касса подходит для предпринимателей и компаний, которые работают с онлайн-оплатой и принимают ее от физлиц. Облачная касса подходит для разных сфер бизнеса (турбизнес, продажи товаров и услуг, онлайн-образование) через:
Замена фискальной онлайн-кассы на облачную невозможна, когда оплата товаров или услуг происходит непосредственно на месте. Например, это касается торговых точек, где продажи и оказание услуг осуществляются офлайн. Также облачная касса по 54-ФЗ не подходит при:
Облачная касса для ООО и ИП не подходит некоторым категориям в сфере онлайн-продаж. К таким относятся B2B-компании, предоставляющие услуги с безналичной оплатой, предприниматели на патентной системе налогообложения и др. Полный список исключений содержится в ст. 2 №54-ФЗ.
Если бизнес принимает оплату как на месте, так и через интернет, то ему требуется применять два типа онлайн-касс: облачную для онлайн-продаж и стационарную — для расчетов на офлайн-точках. Однако, удобнее установить на стационарную кассу сервис для приема онлайн-платежей и облачной отправки чеков. Например, сервис «Онлайн-Чеки» совместим с разными кассами, легко интегрируется и прост в работе.
Процесс подключения облачной кассы состоит из нескольких важных шагов:
Сначала необходимо оформить договор аренды с компанией, которая предоставляет облачные кассы.
Для корректной работы кассы требуется фискальный накопитель — специальное устройство для хранения данных о продажах. ФН всегда приобретается отдельно, он не арендуется.
Следующий этап — официальная регистрация кассы в налоговой службе. Требование необходимо для законной работы по 54-ФЗ и правильного учета продаж.
Для отправки электронных чеков в налоговую и покупателям нужен договор с ОФД. При аренде облачной кассы услуги оператора часто включены в тариф.
Для приема онлайн-платежей нужна интеграция облачной кассы с интернет-эквайрингом. От выбранного эквайринга зависит разнообразие методов оплаты. Он позволяет принимать безналичную оплату, а касса фискализирует ее и выдает чек.
На завершающем этапе проверяется корректность работы всей связки — кассы, платежей и отправки чеков.
Обычно поставщик помогает с настройкой облачной кассы. Например, специалисты Бизнес.Ру помогают с регистрацией в ФНС, подбором и настройкой интернет-эквайринга, а также интеграцией кассы. После успешного подключения электронные чеки автоматически отправляются в налоговую и на почту клиентов после каждой оплаты.
При подборе оптимального варианта аренды облачной кассы необходимо учитывать специфику вашего бизнеса. Обратите внимание на такие моменты, как совместимость с вашей CMS, удобство эксплуатации, стоимость и качество технической поддержки.
Совместимость с CMS
Прежде всего убедитесь, что выбранная касса поддерживает работу с вашей CMS и отвечает потребностям вашего бизнеса по объему чеков и функционалу. Это позволит избежать проблем при эксплуатации.
Удобство использования
Важно, чтобы интерфейс кассы был понятным, а процесс регистрации и подключения — максимально простым. Многие компании предлагают комплексные услуги, включая регистрацию в ФНС и оформление договора с ОФД.
Стоимость
При анализе тарифов обращайте внимание не только на аренду оборудования, но и на дополнительные расходы: покупку фискального накопителя, услуги ОФД, ПО и другие сопутствующие платежи. Некоторые поставщики предлагают выгодные пакетные предложения, которые включают все необходимые услуги в одном тарифе. Также стоит учитывать условия оплаты — например, годовая предоплата может оказаться экономически выгоднее помесячной.
Техническая поддержка
Качественная и оперативная поддержка важна для бесперебойной работы облачной кассы. Идеально, если служба поддержки работает круглосуточно и без выходных, чтобы помочь в случае любых проблем в любое время суток. Задержки с отправкой чеков могут привести к штрафам.
Условия подключения
Лучший вариант — выбрать компанию, которая возьмет на себя все этапы подключения: оформление договоров, регистрацию кассы и настройку.
Все аспекты должны соответствовать требованиям облачной кассы по 54-ФЗ. Разбираем ниже, какую облачную кассу выбрать под ваш бизнес.
Собрали топ лучших облачных касс для аренды с кратким описанием.
Компания Бизнес.Ру первой внедрила облачную фискализацию на традиционных кассовых аппаратах. На сайте представлено три тарифа облачной кассы в аренду:
Касса поддерживает разные способы оплаты — от банковских карт до платежей через QR-коды (СБП). Оплата происходит просто с помощью сканирования QR-кода с экрана смартфона.
С 2020 года компания предлагает сервис «Цифровая касса» с несколькими тарифами:
Первый тариф отличается ограничением по количеству чеков и отсутствием экспертной поддержки по 54-ФЗ. Все тарифы включают помощь в регистрации кассы в ФНС, услуги ОФД, замену и хранение ФН и постоянную техническую поддержку.
Компания «Атол» занимается производством кассового оборудования и ПО для автоматизации. Она предлагает несколько тарифов, адаптированных под разные бизнес-задачи:
Пользователи получают доступ к статистике и мониторингу чеков в личном кабинете, консультации по 54-ФЗ, а также возможность замены фискального накопителя за дополнительную плату.
Orange Data специализируется на аренде онлайн-касс для интернет-магазинов. Предлагается один тариф за 2 000 ₽ в месяц. Разовая плата за подключение — 2 000 ₽ для ИП. Если арендуется более одной кассы, повторная оплата за подключение не взимается.
Клиенты получают помощь с регистрацией, круглосуточную техническую поддержку и интеграцию с популярными платежными системами.
Компания Cloud, входящая в группу Тинькофф, специализируется на интернет-эквайринге и облачной фискализации. Клиентам доступны три тарифа:
В пакет входят личный кабинет с аналитикой, поддержка на всех этапах подключения, услуги ОФД и помощь с регистрацией кассы.
Компания «ОФД.Ру» — оператор фискальных данных, предлагающий свой сервис по фискализации. Тарифы настраиваются в зависимости от того, зачем нужна облачная касса для бизнеса. Стартовый тариф «Срочный», где срок аренды 1 месяц, стоит — 2 999 ₽.
В тарифы входят: бесплатное подключение и настройка, установка облачной кассы, услуги ОФД, неограниченное число чеков и доступ к аналитике продаж.
«Бифит Касса» разрабатывает кассовые программы, которые интегрируются с большинством популярных CMS и платежных систем.
Стоимость аренды облачной кассы:
Услуги второго тарифа при необходимости можно подключать и отдельно для базового плана.