Последовательно разбираем различные AI-процессы, которые становятся новой нормой поисковой выдачи, и как сохранить трафик для каждого из феноменов.
SEO сегодня вступило в эпоху челленджа, поскольку правила игры существенно поменялись с массовым распространением ИИ в формировании поисковой выдачи. Традиционное взаимодействие с поисковыми системами заменили ответные и генеративные движки. Мы вступили в эру zero-clickвыдачи, когда пользователи получают информацию из сгенерированного ИИ ответа и все меньше переходят на сайты в поисках ответов на запросы. Как бизнесу адаптироваться и увеличить присутствие в поисковиках в таких условиях — разбираемся в нашем материале.
Давайте последовательно разберем различные AI-процессы, которые становятся новой нормой поисковой выдачи, и как сохранить трафик для каждого из феноменов.
Google меняет подход к с поиску, поощряя пользователей задавать вопросы на любые темы. Ответы AIO призваны находить информацию для запроса любой сложности в разы быстрее за счет использования ИИ. Под капотом у режима поиска с ИИ — думающая модель Gemini 2.5.
По данным Exploding Topics, AIO сейчас присутствуют примерно в 15% результатов поисковой выдачи и вызывают падение кликабельности на 18–64% по некоторым запросам. Для SEO-специалистов это означает, что важно не только попасть в традиционные результаты, но и быть упомянутым в этих обзорах — авторитетный, оригинальный и точный контент становится ключевым.
Ответ ИИ формируется на основании релевантной информации, которую находит поисковая система. Google перефразирует данные из источника, но сохраняет ссылки на сайты, откуда взял данные. Для попадания в AIO бизнесу важно иметь полезный контент с высокой ценностью для пользователя. Прорабатывайте экспертные материалы, публикуя их в блоге, на информационных ресурсах и на сайте компании. Такие публикации должны соответствовать нескольким критериям:
Answer Engines, то есть ответные движки, такие как Perplexity, сегодня генерируют значительный реферальный трафик. Всего за несколько месяцев рост трафика из ответных движков составил до +44% из ChatGPT и +71% из Perplexity. Игнорировать такие цифры сложно, поэтому нужно признать, что концепция AEO (Answer Engine Optimization), то есть оптимизации под ответные движки, уже сформировалась.
В основе AEO лежит идея, что теперь специалистам по оптимизации нужно попадать не в результаты поисковой выдачи, а в ответы нейросетей. В современных реалиях мы боремся за то, чтобы ИИ выбрал именно наш сайт как источник ответа на вопрос пользователя. В этом случае фокус с использования ключевых слов и соответствия технических настроек сайта смещается на контент, его структуру и качество, а также адаптацию под алгоритмы ИИ, а не ранжирования поисковиков.
Нейросети ищут ответы на запросы пользователей онлайн. Станьте источником экспертной информации, чтобы нейродвижок посчитал именно ваш сайт авторитетным:
Generative Engine Optimization — это термин, описывающий оптимизацию под ИИ-движки, используемые поисковыми системами. При удачной реализации ваш сайт попадает в результаты нейроответов и указывается как источник данных. Главный рецепт — использование структурированных форматов, метаданных и сигналов, улучшающих шансы на цитирование в AI-ответах, корректные метаданные и форматы, понятные не только людям, но и алгоритмам ИИ.
Во многом, термины AEO и GEO схожи, поэтому рекомендации для попадания в упоминания нейродвижками перекликаются:
Не менее важно актуализировать и систему оценки эффективности мероприятий по оптимизации сайта. Чем чаще пользователи обращаются с вопросами к ИИ, тем реже они переходят на сайты из поисковой выдачи.
Вместо приоритезации трафика и количества визитов на сайт, необходимо сфокусироваться на количестве упоминаний в ИИ-выдаче и доле брендового трафика. Как никогда ранее, качество трафика становится важнее, чем его количество. Важно отслеживать уровень видимости в ИИ-выдаче.
К сожалению, сегодня нет готового инструмента для отслеживания упоминаний в нейровыдаче, но к вопросу можно подойти с разных сторон:
Будущее SEO — это комбинация классических практик, AEO и GEO в единой стратегии. Оптимизация становится более многообразной: классическое поисковое продвижение дополняется AEO и GEO. Вектор неумолимо меняется в сторону ИИ и нейродвижков. Все чаще цель оптимизации — быть источником информации для ИИ, а не только для поисковиков.
Компаниям, которые хотят своевременно попасть в результаты ИИ-выдачи и занять устойчивые позиции, необходимо адаптироваться к изменениям: