Форс-мажоры на съемке: какие бывают и как их предотвратить

2023-07-24 16:38:11 Время чтения 6 мин 260

В процессе работы над съемкой форс-мажоры могут случиться со всеми, и самые профессиональные продакшены на рынке не исключение. Но даже к непредвиденным обстоятельствам можно подготовиться, если знать, какими они бывают и как можно избежать потенциальной проблемы. О самых распространенных случаях рассказывает продакшен-директор спецпроектов The Blueprint и The Blueprint Lab Настя Терехова.

Связан с финансами

Пример: некорректная смета

Самая главная инстанция просчета бюджета — продакшен. Смета составляется с опорой на задачи проекта в процессе пробрифовки с клиентом. В ней важно учесть права на материалы, форматы креативов, технические требования, количество съемочных дней и другие детали. В нашем случае смета сопровождается креативным концептом и референсами. При спорных ситуациях вы всегда можете опираться на согласованную с заказчиком идею.

Связан с финансами

Пример: некорректная смета

Если вы работаете с внештатными продюсерами, вы должны быть уверены, что они понимают, как курировать проект и соблюдать его бюджет, не выходя за рамки. Важно также предварительно проговорить все нюансы — от дедлайнов до затрат на оборудование — с каждым из подрядчиков. Могут случиться форс-мажоры, связанные с переработками команды на смене, но, как правило, они компенсируются бюджетом на «непредвиденные расходы».

Связан с неявкой на съемку

Пример: визажист отказалась в последний момент

Профессиональные команды понимают, как устроен съемочный процесс, и серьезно относятся к возможным рискам. Отмены со стороны подрядчиков случаются крайне редко, и о них сообщают достаточно заранее, чтобы мы нашли бэкап на нужную позицию. Безусловно, все невозможно предсказать — человек может просто заболеть в день съемки. Но и это не безвыходная ситуация: решения всегда находятся. На всякий случай можно обезопасить себя и заранее продумать, кто войдет в «запасную» съемочную команду.

Связан с NDA

Пример: подрядчик опубликовал фото в личном аккаунте до разрешения продакшена

Для подрядчиков публикация без разрешения продакшена — это репутационные, а иногда и финансовые риски. Мы всегда предупреждаем, можно ли снимать бэкстейдж для личных аккаунтов, что может попадать в кадр, а что нет. Бывает, что кто-то из талантов публикует результат до официального релиза. Тогда мы оперативно просим удалить контент, ссылаясь на условия сотрудничества в договоре. Если человек вдруг раньше времени рассекретит коммерческую активность партнера, вступают юристы: в 90% случаев это влечет за собой денежные штрафы.

Связан с обстоятельствами клиента

Пример: заказчик решил срезать бюджет после начала продакшена

Это очень масштабный вопрос, который возвращает нас к этапу подготовки проекта. Возможно, клиент будет обязан выплатить продакшену kill fee. Если корректировки незначительно изменят процесс подготовки проекта, мы как продакшен постараемся изменить концепт под урезанный бюджет и предложить удобные для клиента решения, например, переосмыслить формат.

Связан с недобросовестностью подрядчика

Пример: талант не отвечает две недели после съемки

Это недопустимо. Даже полдня молчания кого-то из команды на этапе постпродакшена — повод бить в колокола. Мы всегда сохраняем копии материалов на наших носителях. Даже если что-то случится, например, с фотографом, мы оперативно передадим кадры другому таланту. Если подобное все же произошло (и на то не было весомой причины), решение только одно — никогда больше не сотрудничать с этим подрядчиком.

Связан с известными героями

Пример: герою не понравилось, как он(а) выглядит на фото

Чтобы съемки с селебрити проходили гладко, на этапе подготовки проекта важно получить от их представителей райдер, уточнить пожелания по команде — фотографу, стилисту, визажисту, согласовать референсы по стилистике кадра и макияжу. На площадке герои сразу смотрят кадры, чтобы при необходимости скорректировать что-то в реальном времени. После съемки селебрити согласовывает селект кадров, которые отправляются на ретушь, если она предусмотрена.

Связан с непоследовательностью клиента

Пример: клиент решил снять проект, когда все было почти готово

Процесс продакшена предусматривает поэтапное согласование. Если по какой-то причине клиент решит снять проект на финальных стадиях, он несет за это ответственность — скорее всего, на стороне заказчика изначально не было конечной инстанции, принимающей решения по поводу видения проекта. В таком случае работа продакшена должна быть оплачена, так как была полностью выполнена. Со своей стороны мы всегда готовы приложить силы и предложить варианты выхода из ситуации, чтобы сохранить проект.