Yandex DataLens и с чем его едят: мнение практикующего аналитика данных

2025-09-21 20:51:23 Время чтения 11 мин 260

Какие задачи решает Yandex DataLens? С какими трудностями чаще всего сталкиваются специалисты при переходе на этот инструмент? И с чего вообще начинать?

Эти и другие вопросы задали коллеги из Callibri нашему digital-стратегу Жене Кузнецову, когда готовили свою статью о том, как визуализировать данные для маркетинга и аналитики с помощью Yandex DataLens. Часть вошла в материал, но часть осталась за кадром. Поэтому мы решили выпустить их отдельно!

Евгений Кузнецов 
Digital-стратег, JetStyle
С 2012 года в Digital-маркетинге, последние 9 лет в JetStyle, подразделение JetStyle Promo. 3 года развиваю направление анализа и визуализации данных в JetStyle.

Работал с Servier, Ural Airlines, Besins Healthcare, Microsoft, Huawei, eBay, Rusprofile, Orion Pharma, ЛинЛайн.

В каких проектах вы используете Yandex DataLens и какие задачи он решает лучше других инструментов?

У меня нет точных цифр по всему агентству, но точно более чем в 50% проектов, связанных с performance или SEO. В крупных проектах с большим объемом трафика без этого инструмента уже не обойтись.

В своей работе я стал использовать DataLens чаще, чем интерфейсы Яндекс.Метрики или Директа. Это экономит много времени и открывает массу возможностей: работа с большими объемами данных, управление визуализацией, гибкая фильтрация и высокий уровень кастомизации отчетов.

Важно отметить, что я сам могу подготовить и обработать данные, наладить их регулярную загрузку в хранилище (мы используем ClickHouse) и собрать нужный дашборд.

Рассмотрим пример с сетью клиник. До внедрения DataLens до 80% времени уходило на подготовку отчета, и лишь минимум — на его изучение. Сейчас, после внедрения, с помощью дашборда мы отслеживаем изменения метрик после обновлений, внедренных на прошлой неделе, сразу оцениваем эффект от гипотез и формируем план тестов на текущую неделю. Все это происходит прямо во время созвона с продактом и двумя командами по рекламе.

Задачи, которые решает DataLens:

  1. Быстрая фильтрация / кастомные фильтры (в том числе на основе регулярных выражений);
  2. Расчет кастомных метрик;
  3. Наглядное представление информации: широкий набор различных визуализаций позволяет подобрать нужные форматы, хотя чаще всего используются таблицы, графики или линейчатые/столбчатые диаграммы.

С какими трудностями сталкиваются маркетологи при переходе с Excel/Google Sheets на DataLens?

Мне сложно сказать наверняка, потому что у меня есть технический бэкграунд. Но предполагаю, что основные трудности могут возникнуть с пониманием модели данных и принципов их сбора и хранения.

Дело в том, что работа в DataLens через коннекторы к CSV, Google Sheets, Excel или API Яндекс.Метрики имеет серьезные ограничения: невозможно в полной мере использовать доступные функции. Поэтому лучше собирать данные в базе (мы используем ClickHouse). Но тут уже нужен либо инженер, который все настроит, либо придется разбираться самостоятельно.

У нас был такой случай. Первую итерацию отчета (его вариант доступен в DataLens Gallery, а в статье наш коммерческий директор делилась опытом внедрения со своей стороны) мы собирали на основе выгрузки из amoCRM в формате CSV. Я написал инструкцию, как скачать выгрузку (процесс там довольно нетривиальный), сложить данные в Google Sheets, дополнительно обработать, выгрузить в CSV и загрузить в DataLens. Примерно на пятой выгрузке что-то пошло не так: вместо замены файла был загружен новый — и все сломалось. Пришлось заново создавать датасет и обновлять графики в дашборде.

А когда данные уже собраны, встает вопрос визуализации. Тут выбор огромный, и сходу сложно понять, какой вариант лучше. Нужно «набивать руку» и развивать насмотренность, изучать принципы визуализации данных. Чтобы глубже разобраться в теме, я бы посоветовал посмотреть материалы Ромы Бунина и Насти Кузнецовой — у них много классного контента по визуализации.

Еще одна проблема, с которой точно столкнутся маркетологи, — доступы в Yandex Cloud и DataLens. Сейчас ролевая модель стала чуть проще, но все равно сходу разобраться трудно. Нужно пригласить человека в облако, дождаться, пока он примет приглашение, затем выдать доступ к DataLens как сервису, а потом — к конкретным воркбукам и дашбордам. И только после этого он получит доступ к отчетам.

Как объяснять клиенту или руководству данные из DataLens, чтобы они «зашли» с первого раза и не потерялись в графиках?

Отчет должен отвечать на вопросы, а не просто показывать набор метрик. Сначала мы формулируем вопрос, на который ищем ответ, а потом подбираем график, который этот ответ наглядно демонстрирует.

Важны три вещи:

  1. Консистентность. Метрики и срезы должны называться одинаково во всех частях отчета. То же касается цветовой кодировки: однотипные вещи подсвечиваем одинаковыми цветами.
  2. Понятность данных. Чтобы принимать решения, нужно доверять данным — их источник и методика сбора должны быть прозрачны.
  3. Логика изложения. От общего — к частному, с постепенным раскрытием истории.

Пример 1. В демо SEO-дашборда из DataLens Gallery для изображения поисковых систем я использую цвета, которые интуитивно ассоциируются с ними (по аналогии с палитрой Яндекс.Метрики).

Или другой случай: в отчете по использованию ресурсов цветовая кодировка повторяет исторически сложившиеся цвета отделов компании. Руководителям сразу стало легко «найти себя» на графике.

Пример 2. В дашборде «Чайнакары» (DataLens Gallery, исследование брендов китайских автомобилей) я отдельно описал природу данных и устройство датасета. Это было важно, так как сценарий использования не предполагал личной коммуникации, где можно было бы устно объяснить методику.

Пример 3. В том же дашборде логика построена от общего к частному:

  1. что происходит со спросом на автомобили в целом в зависимости от страны бренда (подсвечиваем рост популярности китайских марок; обратите внимание, что на левом и правом графиках сохраняется единая цветовая кодировка стран);
  2. что происходит по отдельным брендам и классам автомобилей;
  3. что происходит с каждым брендом — от общей картины по марке до конкретных моделей.

Есть ли приемы визуализации (цвет, тип графика, структура дашборда), которые особенно хорошо работают для маркетинга?

Прием, который я использую чаще всего, — это условное форматирование в таблицах. Оно позволяет сразу выделить ключевые значения и привлечь к ним внимание:

  1. на небольших таблицах с ограниченным количеством строк и колонок (пример можно посмотреть в демо SEO-дашборда) это особенно наглядно:
  1. в больших и сложных таблицах с множеством строк и колонок условное форматирование тоже отлично работает, помогая не потеряться в массивах данных:.

Еще один эффективный прием — сравнение с аналогичным периодом в прошлом. Такой подход сразу показывает динамику и позволяет легко оценить результаты в контексте времени (пример доступен здесь).

Если у бизнеса ограниченные ресурсы: с чего начать в DataLens, чтобы быстро получить пользу, а не утонуть в настройках?

Если очень хочется перейти к визуализации данных и работе с дашбордами, но ресурсы ограничены, я бы посоветовал не бросаться сразу в DataLens. Сначала лучше «покрутить» отчеты в привычных инструментах, поиграться с данными, понять, какие именно показатели и в какой форме вы используете в работе. А уже потом переносить эту логику в DataLens.

Хотите разобраться в работе и применимости Yandex DataLens больше? 

Читайте другие наши материалы:

  1. Сила дашбордов: настраиваем Yandex DataLens и принимаем управленческие решения на основе данных 
  2. ClickHouse как инструмент аналитика: зачем нужен и способы установки 
  3. Как быстро собрать и визуализировать данные о спросе? 

Заглядывайте в наш раздел про Аналитику. Или напишите нам на почту или в телеграм – мы с радостью поможем настроить Yandex DataLens под ваши задачи!