Текущие факторы, влияющие на ритейл. Тенденции в e-commerce

2024-01-04 20:23:34 Время чтения 3 мин 520

О чем говорили ритейлеры (да и все остальные) в 2023 году, и что предсказуемо останется в повестке 2024 года?

Интернет-торговля

Искусственный интеллект

Импортозамещение

И нехватка кадров

Обсудим по порядку факторы, сильно влияющие на ритейл в текущих реалиях. И начнем с тенденций в e-commerce.

Общий оборот интернет-торговли в России (в денежном выражении) вырос почти на 25% к показателям прошлого года, согласно отчету Ассоциации компаний интернет-торговли. Более 95% составили продажи российских компаний. В общем объеме розницы доля e-commerce также выросла (примерно на 1,5% год к году).

Самыми популярными категориями для покупки в интернет остались:

1- цифровая и бытовая техника (~19%)

2- мебель и товары для дома (~17%)

3- одежда и обувь (~15%)

Маркетплейсы стали составлять мощную конкуренцию традиционному мебельному ритейлу. Весь 2023 год наблюдался рост продаж мебели и товаров для дома. Так, на Wildberries по категории DIY отмечено +160%.

Интересно и то, что на маркетплейсах покупатели все больше теперь покупают крупногабаритную мебель. Более того, дело дошло до квартир и автомобилей.

FYI

Ozon продал несколько десятков автомобилей Chery во время акции 11.11. А на Мегамаркете появились квартиры от ПИКа (маркетплейс выступает как витрина, и сделки оформляются с застройщиком. Тем не менее тенденция очевидна).

Ранее мы не раз обсуждали, что представители традиционной розницы стремятся продавать свои товары на маркетплейсах — это давно единственный путь полноценно оставаться в рынке. Но теперь мы наблюдаем и обратный тренд — выход коренных жителей онлайна в офлайн (например, Самокат совместил продуктовый минимаркет и пункт выдачи заказов Мегамаркета, а в Lamoda повторяют эксперимент 2010-х, имеющий все шансы на успех в текущей ситуации, и открывают розничные магазины со спортивной обувью и одеждой).

Несмотря на непрерывный бурный рост, по сравнению с мировыми гигантами онлайн-торговли (например, ситуацией в Китае) российский онлайн-рынок достаточно мал и имеет большой потенциал. Появление новых платформ, инновационных решений, постоянные изменения потребительских предпочтений делают e-commerce динамичным и непредсказуемым. Будем наблюдать и оперативно реагировать!