Ноябрь в этом году юбилейный – десятый раз в России пройдет «Черная пятница». И уже седьмой – казалось бы, новая для нас - распродажа 11.11.
В этой связи интересно посмотреть результаты нескольких свежих исследований на тему отношения покупателей к этим уже традиционным акциям.
Итак, с одной стороны, лишь каждый десятый россиянин считает, что продавцы в этот период честно снижают цены – так ответили респонденты, участвующие в опросе SuperJob.
Причем процент критикующих распродажу (и среди них большинство - мужчины) вырос с 60% в 2020 г. до 76% в 2023 г.
Но критиковать и сомневаться в тотальной прозрачности ценообразования не означает игнорировать ноябрьские акции. 70% респондентов, по данным опроса ЮMoney, убеждены, что сэкономить все-таки можно. Но для этого 41% из них предполагают заранее планировать покупки, а 29% убеждены, что выгоду можно получить только на выборочных площадках.
По результатам этого же опроса, ради экономии 20% респондентов мониторят цены на разных сайтах, 16% - наполняют корзину за несколько недель до старта распродажи, 13% - отслеживают изменение цен на маркетплейсах, 10% - заранее составляют списки, чтобы не купить много больше, чем планировалось, и не уйти в минус.
При этом 26% опрошенных заранее готовятся и копят деньги, 19% - не готовятся совсем, 55% – делают покупки на ноябрьских распродажах лишь в том случае, если что-то понравится.
В денежном эквиваленте в период акций покупатели готовы потратить:
от 5 до 10 тысяч рублей - 63% опрошенных,
от 10 до 20 тысяч рублей - 18%,
от 30 до 50 тысяч рублей – 8%,
от 50 до 100 тысяч рублей - 4%,
более 100 тысяч рублей - 7%.
И как распределяются площадки для шопинга:
планируют покупать онлайн – 56% респондентов;
хотят заглянуть в торговые центры - 27%;
собираются покупать в соцсетях - 9%;
пойдут за скидками в бутики и шоурумы - 8%.
А вот эксперты Роскачества советуют не дожидаться «Черной пятницы» и купить нужные товары уже сейчас, объясняя это тем, что продавцы могут быть не готовы предоставить глубокие скидки в условиях сжимающейся прибыли из-за инфляции и роста издержек у бизнеса.
От себя как от ретейлера добавлю, что мы действительно снижаем цены в период распродажи, но и аргументы Роскачества игнорировать невозможно. Поэтому глубину скидок рассчитываем с учетом допустимой маржинальности. А что посоветовать коллегам, глядя на результаты опросов - работать с возражениями, выбирая максимально честные аргументы.