Что происходит на рынке доставки

2023-08-02 23:58:42 Время чтения 3 мин 1313

Мы часто говорим о том, что доля электронной коммерции  в общей картине рынка стабильно растет и будет продолжать это делать в ближайшие годы. Как следствие, услуги доставки становятся все более востребованы. И здесь есть ряд тенденций, которые можно отметить.

Экспресс-доставка стала уже привычной опцией для покупателей, получив распространение в период пандемии. Начав с продуктов, цветов, сегодня клиенты хотят использовать эту услугу, приобретая все виды товаров. И это становится актуальным не только для мегаполисов. Сейчас много говорят, о том, что время и процессы ускоряются – сроки доставки не исключение.

При этом – неприятный нюанс для продавцов - на рынке доставки наблюдается падение среднего чека. Так, по прогнозу Data Insight, по итогам года оно может составить -11%. Здесь отыгрывается глобальный тренд на экономию – даже при более частых покупках, выбор делается в пользу товаров, которые дешевле, а корзину формируют более осторожно.

Основной прирост рынка доставки сейчас происходит за счет маркетплейсов. И здесь крупные агрегаторы имеют ряд преимуществ перед интернет-магазинами, в частности собственный курьерский и водительский штат. Вопрос стал актуальным в связи с кадровым дефицитом - сказался отъезд иностранных граждан, а также перераспределение ресурсов на промышленные предприятия. Максимально остро нехватка сотрудников ощущается в пиковые периоды – например, для COZY HOME это Новый год, 8 марта. Чувствительное влияние оказывает и погодный фактор – так, обильный снегопад или дождь поднимает спрос, сокращает количество персонала, тормозит транспортные возможности.

При текущих активных темпах роста рынок доставки имеет большой потенциал для развития. Но вряд ли за счет выхода новых игроков. Учитывая вышеописанные факторы, маржинальность данного бизнеса снижается. При этом конкурировать с крупными игроками крайне сложно. В Москве, Санкт-Петербурге и других регионах рынок доставки формируют 6 крупных компаний, продолжающих расширять географию в тех направлениях, где видят потенциал.

Итак, в положении вынужденной экономии, игроки рынка доставки и компании, пользующиеся их услугами, должны искать компромисс между оптимизацией и высоким качеством услуг, которое ожидает довольно избалованная уже покупательская аудитория. В итоге выиграют те, кто сможет этот баланс нащупать. И конечно, ожидаем активного внедрения таких технологий, как дроны, автономные транспортные средства, гиперлупы – будущее обычно наступает быстрее, чем кажется.