Привет, это Максим Павлов из KTS. Мы разрабатываем продукты в HRTech, EduTech и делаем кастомные IT-сервисы для бизнеса.
Недавно мы пригласили школьников в наш офис для того, чтобы показать им, что программирование — это не только про создание игр и работу сисадмином. В статье подробно рассказываю о том, как это было и какие выводы мы сделали.
Если коротко, то да — хотят. Если углубиться, то все, как всегда, сложнее.
Во-первых, не все дети интересуются компьютерами и программированием. Многие базово разбираются в школьной информатике, но глобально больше предпочитают другие виды деятельности, например, творчество или спорт.
Тем не менее по данным GeekBrains за 2023 год, программист — профессия, которая находится в топе популярных профессий среди школьников. Отчасти тенденция связана с ростом популярности онлайн-курсов, которые все как один говорят об успешном успехе и безоблачном будущем в IT. При этом, в большинстве случаев школьники не понимают, что на самом деле из себя представляет профессия разработчика.
Во-вторых, важно понимать, что работа в IT — это не только про разработку. Существует множество других профессий, связанных с этой сферой, про которые подростки не знают. Например, все школьники знают про разработку игр, но мало кто наслышан о работе тестировщиков, проджектов или аналитиков.
Я помню свои ощущения в 11 классе, когда нужно было срочно понять, куда пойти поступать. Выбор нужно было делать срочно, но я даже не понимал, куда я могу пойти. Такая проблема была не только у меня, многие мои знакомые пошли учиться в университет, опираясь только на красивое название будущей специальности. И я уверен, что сейчас ситуация не особо поменялась.
Итак, хотят ли дети в IT? Да, но с оговоркой на то, что они далеко не всегда понимают, из чего именно состоит работа в IT.
Согласно опросу Maximum Education, 40% школьников в 11 классе ещё не определились с будущей профессией. Разбираемся, почему так происходит:
Многие не понимают, чем на самом деле занимаются разработчики. В голове предстает образ человека, который поздно встает, работает в кофейнях, а зимует на Бали. Как итог: многие выпускники идут работать в сферу технологий. Но не потому что они этим горят, а потому что им кажется, что это — билет в спокойную и безбедную жизнь.
Современные школы может и информируют учеников о нынешней ситуации на рынке труда, но делают они это крайне неуверенно. Нынешние десятиклассники скорее пойдут за знаниями на Youtube, чем станут расспрашивать своего учителя.
Стажировка в области IT для школьников — это сложная, но выполнимая задача. Мы можем сколько угодно рассуждать на тему сложного входа в профессию, а можем попробовать сформулировать решение проблемы.
Мы в KTS хотим помочь подросткам с выбором будущей профессии в сфере IT. Вместе с образовательным бюро «Лёрнити» мы пригласили учеников старших классов в наш офис на экскурсию и постарались максимально детально рассказать и показать нашу работу.
Экскурсия проходила в формате мини-стажировки на базе нашего офиса. Мы хотели показать, чем занимаются разработчики без нудных презентаций и заученных лекций. Только практика и живое включение в процесс.
Мы разделили экскурсию на четыре части. Примерный план был следующий: знакомство, распределение задач, самостоятельная работа и финальная фидбек-сессия.
Ребята остались довольны своей стажировкой. За один день они смогли поработать с ботами, пообщались с командой и получили позитивный опыт работы в IT-компании, который, мы надеемся, пригодится им в будущем.
В мы получили такой фидбек от «Лёрнити»:
Стажировки — это крутой опыт, который может помочь в будущем. Тот самый одиннадцатиклассник внутри меня ликует от радости, когда слышит, что мы в KTS можем помочь кому-то с выбором профессии без давления и шаблонных тестов по профориентации.
Есть ощущение, что мы нащупали важную проблему. Взрослые всегда твердят подросткам о важности высшего образования, но мало кто объясняет, зачем оно им. Популярная схема «окончить школу и поступить туда, куда хватило баллов» уже устарела. Ребята сейчас не хотят тратить годы жизни просто на корочку. Надеюсь, мы сможем и в будущем помогать подросткам делать выбор осознанно.
Если у вас идеи, как ещё можно помочь школьникам не потеряться при выборе профессии, то буду рад обсудить их в комментариях.