Выдачи онлайн-займов в МФО удвоились в 2021 году, а в 2022-м рост сегмента продолжился

2022-11-25 09:40:12 Время чтения 3 мин 366

Уже две трети микрозаймов в России выдаются безналичным способом.

Объем займов, выданных микрофинансовыми организациями через онлайн-канал, вырос в России в 2021 году на рекордные 111% и достиг почти ₽330 млрд. Сегмент продемонстрировал более активную динамику, чем в 2020 году (+9%), когда многие игроки финансового сектора активно переориентировали выдачи кредитных продуктов на дистанционные каналы.

В 2022 году рост онлайн-сегмента продолжился: за первое полугодие таким способом заемщики-физические лица получили ₽219 млрд.; это на 53% больше, чем за аналогичный период 2021 года. В этом сегменте 55% приходилось на PDL-займы (краткосрочные займы «до зарплаты»), 45% - на IL-займы (займы на срок более 30 дней и сумму более 30 тыс. руб.), при этом последний сегмент рос гораздо активнее (+103% YoY).

В общем объеме выдач микрозаймов для всех видов заемщиков в первом полугодии 2022 года на дистанционный канал приходилось уже более 63%. Показатели рынка иллюстрируют и особенности предложения игроков. По данным мониторинга предложения 20 крупных МФО, проведенного аналитиками «AnalyticResearchGroup» в октябре 2022 года, у всех из них можно было подать заявку на получение займа на сайте (а в офисе - только у четверти компаний), везде можно получить заём на карту, у 40% - на электронный кошелек, а у 60% были собственные мобильные приложения.

В целом, в 2021-2022 годах на рыке продолжала расти роль дистанционных каналов продаж, в том числе сервисов лидогенерации, объединяющих предложения сразу от нескольких МФО. Помимо этого, в 2022 году рост онлайн-сегмента был вызван сокращением выдач POS-кредитов, связанным со снижением объемов продаж электроники и бытовой техники.

Детальная аналитика рынка, обзор ключевых показателей и анализ основных игроков доступны в новом исследовании рынка МФО от «AnalyticResearchGroup».