Подготовка к переговорам и сам процесс достижения цели состоит из нескольких этапов. Поделилась подробной инструкцией с журналом "Анатомия бизнеса".
В самом начале подготовки к переговорам нужно понимать, что мы хотим получить в итоге. Нам зачастую кажется, что результат переговоров — это добиться того, чтобы партнер полностью принял наши условия. Однако это не всегда так.
Порой результатом переговоров может стать просто знакомство и налаживание взаимоотношений. Тогда вести себя с собеседником мы будем немного иначе, чем когда нам нужно продиктовать свои условия. Именно истинные ожидания от конечного результата помогают нам составить сценарий встречи.
Например, с партнером мы планируем долгосрочные отношения. Значит, на первой встрече нам нужно просто услышать человека. Мы не мотивируем собеседника и не «продавливаем» свои выгоды, а просто знакомимся, слушаем и пытаемся понять его картину мира.
Зачастую именно в этом переговорщики совершают ошибку: с этапа знакомства пытаются донести свою позицию. Всё это приводит к тому, что достижение результата откладывается.
Следующий этап подготовки — узнать, кто будет на переговорах, что это за человек, какую компанию он представляет. Заранее собирая информацию о собеседнике, вы уже начинаете настраиваться на него, а это прекрасный способ подготовиться к диалогу. Да, вы можете узнать что-то, что партнеру будет неприятно, эти сведения могут использоваться как инструменты манипуляции с вашей стороны. Говоря о положительном сценарии, подготовка к удачному старту в переговорах во многом зависит от тех знаний и фактов, которыми мы обладаем относительно деятельности собеседника.
Для того, чтобы переговоры не затягивались, не возникало состояния болота, нам нужно мотивировать собеседника на совершение каких-то действий. Состояние, из которого мы можем сподвигать других на действия, в психологии называется «состояние огня».
В телесном проявлении это состояние, когда позвоночник из макушки тянется вверх, прямая спина, а мы как будто хотим побежать вперед и начать действовать. Посмотрите спикеров, которые держат тысячные аудитории и еще могут их заставлять что-то сделать. Такие спикеры именно «наверху» и «впереди».
Например, вы заинтересованы в долгосрочных отношениях с партнером. Тогда отстоять свою точку зрения на переговорах и предложить сотрудничество только на своих условиях будет вашей победой. Однако оппонент окажется в проигрыше. Вряд ли из этого получится что-то долгосрочное.
Если вам на этих переговорах нужно победить человека и не важно, продолжатся с ним отношения дальше или нет, тогда идите воевать. В этой ситуации сценарий «продавливания» своих интересов будет уместен.
Когда человек расположен к вам, обладает информацией и загорается идеей, вы можете диктовать свои условия.
Именно соблюдая эти этапы, входя в определенное состояние и передавая его собеседнику, вы добьетесь успеха в переговорах с наименьшими временными и энергетическими усилиями, но с удовлетворением от их результата для обеих сторон.
Однозначного ответа нет. Все зависит от того, как ведет себя другая сторона. Если оппонент находится в «силовом поле» и давит, то вы должны показать, что тоже умеете быть сильным, в противном случае проиграете. Если та сторона использует какие-то другие «интеллигентные» методы давления, с нашей стороны должно быть тоже самое. Другими словами, если мы хотим сохранить отношения и продолжить долгосрочное сотрудничество, то мы смотрим, каков «костюм» переговорщика с той стороны, затем выбираем такой же.
Даже если вы пришли с намерением дать возможность выиграть всем сторонам, а у партнера нет такой стратегии, то ваш «костюм» будет неподходящим. Вы можете проиграть, так как будете излишне открыты. Оппонент может это использовать против вас.
Переговоры, на которые тратится много времени и сил, происходят в случае, когда мы вербально говорим одно, а наше тело показывает совсем другое. Собеседник нас может даже не видеть, если переговоры происходят по телефону или через мессенджеры без включенной камеры.
Например, вы говорите партнеру, насколько у него интересный проект, как активно вы хотите в него включиться и уверены в долгосрочном сотрудничестве. Однако вашим словам не верят. Рассказывая об активных действиях, вы говорите медленно и тихим голосом, у вас неуверенная речь, вы запинаетесь, говорите сбивчиво. Люди на той стороне переговорного процесса не загораются, даже если ваше предложение выгодно и полезно. Для того, чтобы они приняли положительное решение, потребуется больше времени и усилий с вашей стороны.
Материал подготовил: Максим Бизин, главный редактор журнала «Анатомия бизнеса».
Источник: https://biz-anatomy.ru/pravila-biznesa-sovety-millionerov/kak-vsegda-pobezhdat-na-peregovorah