4 способа применить NFT в вашем бизнесе: зачем это нужно крупным компаниям и почему стоит задуматься об использовании токена сегодня

2022-11-09 12:08:35 Время чтения 10 мин 970

Об NFT много говорят последние два года. Из хайповой темы она плавно перетекла в некий мейнстрим. Кто успел разобраться — те уже оседлали волну и реализуют классные проекты в этой сфере. Кто не успел, либо думают, что ниша уже занята, либо считают, что тема себя изжила. Но есть хорошая новость и заключается она в том, что это не так. CEO агентства «Осьминожка» Михаил Шрайбман и  СTO Денис Нагаев поговорили о том, зачем и кому сейчас нужен NFT. И да, эта статья точно будет полезна не только художникам и разработчикам игр.

Для начала определимся, с каким понятием NFT мы будем работать в этой статье. Если коротко, то NFT — цифровой актив. И этот актив имеет ценность. Мы можем узнать, кому он принадлежит сейчас и принадлежал ранее, какой прошёл путь, как использовался, можем управлять им, сдавать в аренду…

Сейчас, когда мы говорим об NFT, то чаще всего представляем искусство или проекты в игровой индустрии. Для кого-то эта тема и вовсе кажется очень далёкой: модная одежда, которую нельзя надеть в реальности, картины, которые продают за большие деньги в виртуальной среде… Проблема заключается не в NFT как таковом, а в акцентах. В России вектор развития технологий немного смещён. У нас не так сильно развито современное искусство в цифровом мире, тогда как в крупных европейских и американских компаниях такие технологии уже внедрены в производство контента или в другие рабочие процессы. Кроме того, использование токена стало частью PR-стратегий для многих компаний. Например, в конце 2021 года PepsiCo анонсировала выпуск уникальной коллекции Pepsi Mic Drop. Любители продукции бренда и охотники за уникальными токенами могли заплатить скромную комиссию и получить уникальное изображение логотипа бренда с микрофоном. Звучит интересно, но применимо ли для большого количества других компаний? Вряд ли. А вот если говорить про автоматизацию бизнес-процессов — вполне.

NFT используется при работе с оборудованием в качестве ключ-карты, по которой можно отследить всё происходящее с ним, оценить состояние, наладить процесс сдачи в аренду. Конечно, это более прагматичная сторона, нежели чем в примере с Pepsi, где у покупателей токенов есть возможность и инвестировать в компанию, и завладеть чем-то уникальным, и прикоснуться к истории бренда. В реальности мы сталкиваемся с необходимостью постоянно отслеживать различные рабочие процессы, терпим последствия бюрократии… NFT и здесь приходит на помощь. Он упрощает этот путь и позволяет пройти его быстрее, при этом облегчая процесс наблюдения за выполнением той или иной задачи. Если говорить о работе агентств или реализации проектов в области e-commerce, то NFT помогает наладить внутренние производственные процессы. С помощью токена можно предоставлять разным сотрудникам доступ в аккаунт, избегая создания и смены логинов и паролей. Поговорим на примере разработки, как NFT применимо в отрасли сегодня...

Вариант № 1: На вашем сайте много контента, за безопасность которого вы опасаетесь

Если вы профессионалы в своём деле, то наверняка у вас есть не только хороший сайт с примерами работ, но и дипломы, подтверждающие ваше участие в рейтингах и конкурсах. Размещение любого контента в сети для общего доступа — соблазн для недобросовестных работников индустрии скопировать материалы себе. NFT эту проблему частично решает. Кстати, цифровые сертификаты подлинности, основанные на технологии блокчейна, позволят подтвердить, что все материалы, размещённые на сайте, принадлежат именно вам. Ну или же вашему клиенту, в случае, когда вы выступаете в качестве подрядчика.

Пример: Летом 2022 года выпускники магистратуры МФТИ по направлению «Блокчейн» получили NFT-диплом, содержащие данные о студенте и информацию об окончании вуза. Подобную практику можно внедрить в работе с любыми сертификатами, дипломами и другими документами, подтверждающими что-либо. Что касается защиты авторских прав, то зимой этого же года технический директор «Вконтакте» заявил, что с помощью NFT соцсеть планирует контролировать размещение и защиту пользовательского контента.  

Источник изображения: blockchain.mipt.ru

Вариант №2: Вы хотите привлекать новых покупателей и заказчиков

Сейчас мы разрабатываем продукт для спортивных клубов. Если раньше поддержку команды можно было демонстрировать с помощью шарфика или футболки с логотипом, то сейчас перед нами открыты новые возможности выразить свою преданность и уважение любимым игрокам. Вспомним кейс Pepsi. Похожая история, как нам кажется, сработает и с поклонниками спорта. Покупая токен вместе с билетом, болельщик не только испытывает приятное чувство избранности, он, например, получает право на какой-то эксклюзив: можно выйти на поле и сделать фото со звездой, получить в подарок мяч, футболку или возможность посещать следующие матчи и т.д. Причём идея эта не ограничивается работой исключительно с фанатами спорта. Подумайте, за что вас любит аудитория и что бы она хотела получить на память о бренде?

Пример: Футбольный клуб «Ливерпуль» запустил собственную коллекцию LFC Heroes Club. Планировалось, что фанаты после покупки уникальных токенов получат доступ к футбольному сообществу, смогут посещать уникальные закрытые мероприятия. Обсуждать итог от запуска мы не будем, обратим лишь внимание на то, что западные коллеги такую идею в жизнь уже внедрили.

Источник изображения: https://www.liverpoolfc.com/

Вариант №3: Скажем «нет» бумажной волоките

Один из наших клиентов предоставляет в аренду или продаёт оборудование стоимостью 10 миллионов рублей и выше. В процессе перехода оборудования от одного контрагента к другому может произойти буквально всё, вплоть до поломки. NFT в таком случае позволяет подтвердить состояние оборудования на любом из этапов его передачи или работы. Кроме того, он диджитализирует и автоматизирует все бюрократические процессы, которые отнимают много внимания и времени, и снижает риск подделки информации, поскольку изменить что-то в блокчейн цепи практически нереально. Уменьшение бумажной волокиты банально уменьшает трудозатраты компании и экономит ей деньги.

Пример: Про бюрократию можно говорить очень долго. Наверняка каждый из вас сталкивался с ней хоть раз в жизни (а скорее всего и не раз). А теперь представьте, что купить дом за несколько сотен тысяч долларов или взять что угодно в аренду станет в разы проще. Доказал это нам брокер Шейн Дулгерофф, который выставил на продажу дом вместе с NFT-лотом в виде картины.

Источник изображения: https://rb.ru/story/doma-kak-nft/

Вариант №4: Облегчим работу любого портала

Представим, что вы делаете B2B-сайт. Доступ к этому сайту должен быть у энного количества контрагентов, а также у нескольких сотен сотрудников. Какие у них есть варианты? Получить индивидуальный логин и пароль или войти через сторонний сервис — Госуслуги, ВКонтакте, Google… Звучит удобно, но только до тех пор, пока сотрудник, например, не уволился, или сервис не поменял правила работы для пользователей. С помощью чего решить проблему? С помощью NFT. Кстати, с его же помощью можно создать цифровую организацию, в состав которой войдут лица, принимающие важные решения. В дальнейшем им будет необходимо только лишь “проголосовать” своей уникальной подписью за тот или иной вариант развития событий. Для нас, как специалистов в области разработки высоконагруженных IT-продуктов и автоматизации процессов для крупного бизнеса и государства особенно важен этот пункт.

Вывод вместо примера: Можно сказать, что NFT пережил свою основную волну хайпа, но на этом развитие его не заканчивается. В какой-то степени громкие и эффектные проекты отошли назад, освободив место проектам, которые помогают бизнесу укрепляться и расширяться. NFT позволяет не только защитить контент или сделать яркую приятную PR-историю для фанатов. Он также встраивается в бизнес-процессы компании и участвует в их автоматизации. Так что сейчас будущее NFT не только за представителями искусства и геймерами, но и за разработчиками, продуктовыми маркетологами и 3D-художниками.