Сегодня в #mbaнавыходных свежий список чтения от Билла Гейтса на зимние каникулы. Как всегда, подборка для тех, кто хочет «понять, как на самом деле работает что-то важное». В списке пять книг, про дружбу с осьминогом, изменение климата, откровенные мемуары медиамагната, социальную психологию и экономику изобилия.
Спойлер, из пяти книг на русский язык переведена только одна, — «Необычайно умные создания» Шелби Ван Пелт. Роман про вдову, которая заводит дружбу с гигантским тихоокеанским осьминогом. Книга — бестселлер New York Times, Netflix уже готовит экранизацию. Купить/читать можно на на Litres
Все остальные для русскоязычного читателя мимо. Ни мемуаров Барри Диллера («Who Knew»), ни книги о климате от Ханны Ритчи («Clearing the Air»), ни новой работы психолога Стивена Пинкера («When Everyone Knows That Everyone Knows»), ни экономического трактата «Изобилие» от Эзры Кляйна и Дерека Томпсона на русском пока нет. И, скорее всего, в ближайшее время не будет. Ниже ссылки и короткий обзор для знатоков английского (ну или тех ,кто знает как ее в ИИ сунуть и перевести).
2. Clearing the Air. Ответы на 50 главных вопросов о климате от ученого-сайентиста из Our World in Data. В книге конкретные данные о росте солнечной энергетики, удешевлении электрокаров и инновациях. Для любого руководителя, связанного с ESG, производством или стратегией, это must-read. Книга помогает отделить хайп от реальности и увидеть, где на самом деле находятся бизнес-возможности в «зеленой» экономике. В оригинале тут.
3. Who Knew. Откровенные мемуары медиамагната Барри Диллера, который создал Paramount, Fox, а потом и интернет-империю. И сделал публичный каминг-аут в 80+ лет. Гейтс называет эту книгу «непохожей на другие бизнес-мемуары». Это история не про «успешный успех», а про то, как делать ставки на неочевидное и менять индустрии. Для топ-менеджеров — кейс о том, что личная аутентичность и жесткий бизнес не противоречат друг другу. В оригинале.
4. When Everyone Knows That Everyone Knows. Гарвардский психолог Стивен Пинкер объясняет, как работает «общее знание» — когда мы знаем, что знают другие, и как это управляет нашим поведением. Эта книга — ключ к неочевидной механике коммуникаций, для маркетологов, PR-специалистов и CEO это фундаментальная работа о том, как управлять общественным мнением и строить бренды в мире, где все всё про всех знают. В оригинале.
5. Abundance. Почему Америка (и весь западный мир) разучилась быстро строить и реализовывать большие проекты? И как это исправить. Авторы — влиятельные журналисты Эзра Кляйн и Дерек Томпсон — ставят диагноз, прогресс увяз в бюрократии, регуляциях и NIMBY-изме («только не на моем заднем дворе»). Для любого бизнеса, связанного с реальным сектором (строительство, энергетика, инфраструктура), это объяснение, почему всё так медленно и дорого. А для предпринимателей — руководство по обходу системных барьеров. Книга о том, как перейти от «экономики запретов» к «экономике изобилия». В оригинале.
Обычно список Гейтса говорит о том, что будет определять бизнес-повестку в ближайшие годы, так что ознакомиться с содержанием или идеями авторов лишним точно не будет.
Читаем, сохраняем, применяем.