Как настроить и автоматизировать работу на маркетплейсе по модели FBS с помощью Ozon API и внутренних систем компании

2023-03-20 10:40:08 Время чтения 12 мин 739

Маркетплейсы для интернет-магазинов — сильный дополнительный канал продаж. По данным аналитического агентства Data Insight., в 2022 году маркетплейсы стали самым быстрорастущим онлайн-каналом продаж: 64% предпринимателей увеличили свой оборот на этих площадках, а продажи собственных интернет-магазинов росли только у 46%.

Компания Novex также решила расширить географию и увеличить продажи с помощью Ozon. В кейсе рассказываем, как команда Creonit реализовала для интернет-магазина Novex интеграцию с Ozon API, чтобы автоматизировать процессы взаимодействия маркетплейса и продавца.

Об исполнителе

Creonit / digital production занимается разработкой цифровых сервисов. Специализируется на создании веб- и мобильных приложений, бэкенде и интеграциях любой сложности, проектировании архитектуры приложений и управлении процессами.

О заказчике

Novex — первая по размеру в Сибири и четвёртая в России сеть дрогери-формата. Занимается оптовой и розничной торговлей косметикой, парфюмерией, бытовой химией и хозяйственными товарами. У Novex порядка 300 офлайн-магазинов, интернет-магазин и мобильное приложение.

Цель

В Novex хотели расширить географию доставки. Компания продаёт товары офлайн и в интернет-магазине. А целью было доставлять их в любую точку страны, где есть пункт выдачи Ozon.

Задача

Команда Novex решила работать с Ozon по модели FBS (fulfillment by seller). Это модель, при которой продавец хранит товары на своём складе, сам принимает, обрабатывает заказы с маркетплейса и доставляет их в пункты приёма.

Для эффективной торговли со своего склада требуется правильная и надёжная интеграция интернет-магазина с Ozon API.

Ассортимент сети Novex насчитывает более 25 000 SKU. Для работы с маркетплейсом нужно было интегрировать внутренние системы компании с системами Ozon. Управлять таким количеством SKU в онлайн-пространстве вручную крайне сложно, поэтому вопрос о выходе на Ozon без подключения через API даже не стоял.

Интеграцию проводила команда Creonit, которая состояла из менеджера проекта, системного аналитика, бэкенд-специалиста и QA-инженера.

Creonit давно работает с Novex. В 2021 году команда агентства помогла компании перевести интернет-магазин с «1С-Битрикс» на Symfony, что в два раза ускорило работу сайта и повысило конверсию заказов в интернет-магазине в три раза. Также агентство занималось разработкой мобильного приложения Novex и интеграцией интернет-магазина с программой лояльности.

Решение

У Ozon всегда должна быть актуальная информация о количестве доступных товаров Novex. Для этого API Ozon объединяет информацию из внутренних систем Novex с процессами внутри личного кабинета Ozon.

Агентство Creonit синхронизировало данные Novex и Ozon с помощью CMS, которая выступает в качестве сервиса агрегации товарных данных и обработки заказов. Novex использует несколько сервисов:

1. SAP — ERP-система. Формирует список товаров, доступных для реализации на Ozon, с ценами и базовыми характеристиками.

2. Infor — система управления заказами (склад). С её помошью сотруднкии набирают, упаковывают, маркируют товары и заказы, отгружают их.

3. Art-Trade — система автоматизации розничной торговли. Передаёт в CMS расширенную информацию о товаре: название, изображения, описание, характеристики.

CMS отвечает за взаимодействие сотрудников и систем Novex и Ozon. Она автоматизирует по API загрузку товаров и обновление информации об остатках, агрегирует данные из всех вышеперечисленных систем и отправляет их в Ozon. Маркетплейс в режиме реального времени получает данные о товарах, их характеристиках, изменениях цен, товарных остатках, статусах заказов, поэтому информация на витрине Ozon всегда актуальна.

Данные сразу попадают в базу данных, так как CMS агрегирует их из других систем продавца и валидация происходит там.

Благодаря интеграции по API:

1. не нужно менять цены вручную в личном кабинете Ozon и контролировать их: данные об изменениях цен автоматически подтягиваются из систем Novex и транслируются покупателям на маркетплейсе;

2. не нужно вручную контролировать количество остатков, поскольку системы обмениваются данными, актуализируют информацию и отражают её в личном кабинете продавца и для покупателей на Ozon;

3. информация о том, какой заказ нужно собрать на складе маркетплейса, поступает сотрудникам автоматически. При сборке заказа склад Novex делает отметку «Собран» — и данные сразу отправляются в Ozon. Это очень удобно.

Этапы интеграции

Аналитика и формулирование требований. Команда Creonit при участии специалистов Novex составила ТЗ, в котором описала, как будет проходить интеграция, спрогнозировала сроки реализации проекта.

Интеграция. Интегрировали системы Novex с Ozon.

Отладка. Тестирование и исправление багов.

Приёмка проекта. Запустили интеграцию в продакшн, провели тестирование после релиза.

Интеграция

Реализацию проекта начали со сложных консультаций и обсуждений. Нужно было модернизировать некоторые процессы, так как возникло несколько проблем. Расскажем о некоторых из них.

Первая проблема — разные товарные категории. У заказчика много товаров, была необходима точность определения категорий для них. У Ozon свой список категорий, который лишь частично совпадает с категориями товаров Novex. Неудобство в том, что товар из CMS нужно повторно прикреплять к категории вручную. И нужен человек, чтобы определять категории товаров в Ozon.

Товар нужно было самостоятельно привязывать к конкретному идентификатору (автоматически сейчас Ozon так делать не может). Для решения проблемы выгрузили весь список категорий и храним его на стороне CMS. Оператор дополнительно проверяет информацию о категориях товаров.

Вторая проблема — нанесение этикеток отправлений на коробки. Для работы с заказами из Ozon склад Novex изменил алгоритм нанесения этикеток. Заказы сначала упаковывают, затем информируют CMS, которая запрашивает у Ozon этикетку для каждой коробки, получают этикетку и передают её в Infor. Таким образом, появился дополнительный этап после упаковки заказа — передача данных и получение этикетки от Ozon. Только после этого заказ считается готовым к передаче в сортировочный пункт маркетплейса.

Для интеграции с Ozon настроили:

1. экспорт карточек товаров в Ozon;

2. отслеживание статуса модерации товаров;

3. обновление остатков;

4. получение новых заказов;

5. упаковку заказов;

6. отгрузку заказов;

7. завершение/отмену заказов;

8. перенос возвратов из Ozon в CMS Novex;

9. подтверждение возвратов в CMS;

10. формирование маршрутных листов;

11. получение этикеток для отправлений.

Триггеры

При подключении API к внутренним системам Novex, команда Creonit создала в их CMS несколько триггеров, на которых построены события: если произошло событие А, запускается цепочка событий B. Расскажем, как работают два наиболее сложных из них.

Создание нового отправления в Ozon.

Когда команда Novex запрашивает информацию о необработанных отправлениях, то:

1. происходит проверка остатков;

2. создаётся корзина заказа в CMS;

3. создаётся заказ в CMS;

4. фиксируются данные получателя, даты отгрузки и доставки;

5. создаётся отгрузка в CMS;

6. происходит формирование уведомления для Infor.

Упаковка заказа.

Когда пользователь заказывает товар на OZON, Novex получает информацию об этом заказе и приступает к упаковке заказа.

1. получение от Infor документа об упаковке заказа;

2. проверка товаров для отгрузки (все ли товары упакованы);

3. разделение товаров на коробки;

4. проверка маркировок товаров (если есть);

5. передача команды «Собрать заказ» в Ozon с перечнем упакованных товаров;

6. фиксация количества отправлений;

7. изменение статуса отгрузки в CMS;

8. запрос этикетки для каждого отправления;

9. передача этикетки в Infor;

10. получение от Infor документа об упаковке заказа;

Проблемы при интеграци

1. На момент составления ТЗ не было возможности автоматически получать информацию о новых заказах через вебхуки. Для получения информации о заказах, возвратах, модерации товаров и прочей, Creonit реализовали дополнительный набор команд, которые опрашивают необходимые методы с определённым интервалом. Сейчас уже появились пуш-уведомления — это огромный плюс, можно просто обрабатывать их.

2. Обязательные атрибуты, которые задаются через словарь. Нужно выполнять большое количество запросов, чтобы получить все возможные варианты заполнения атрибутов. Чтобы этого избежать, реализовали дополнительный набор команд, который получает обязательные атрибуты и варианты заполнения для них в CMS Novex. В Ozon есть лимиты на количество запросов, поэтому их нужно растягивать во времени.

3. Невозможно было автоматически обновлять часть полей карточки товара — нужно отправлять в Ozon всю информацию о товаре при каждом обновлении. Заказчику было удобно, чтобы общая информация (картинки, описание, цены) подтягивалась из CMS, а часть полей (характеристики, размеры) выгружалась из шаблона. Но то, что загружалось через API, переписывалось тем, что выгружается из шаблона, и наоборот. Полную информацию о товаре из двух источников подтягивать было нельзя. Поэтому мы реализовали дополнительную функциональность и сделали так, что запрос Ozon с целью получения информации о товаре (той, которую заказчик загрузил из шаблона) агрегируется и уже полную информацию о товаре мы выгружаем в Ozon.

Результаты

Компания Novex вышла на Ozon в декабре 2022 года — пока сложно говорить о каких-то масштабных достижениях. Однако уже можно сказать о первых результатах:

1. благодаря API удалось оптимизировать работу с заказами, обновление остатков и цен, загрузку товаров в личный кабинет продавца на Ozon, что важно для управления широким ассортиментом;

2. удалось расширить географию продаж Novex: теперь её товары можно получить в любой точке России;

3. продажи через маркетплейс будут расти: пользователи всё чаще совершают покупки и ищут описание товаров на маркетплейсах.

Планы

У Novex амбициозные планы развития. Они связаны в первую очередь с увеличением ассортимента и дальнейшей оптимизацией бизнес-процессов для эффективного взаимодействия с Ozon. Компания стремится завоевать любовь покупателей в новом для себя канале продаж. Цель — рост узнаваемости Novex не только в Сибирском федеральном округе, но и в других регионах, где нет офлайн-магазинов компании.