Бренд – это незаменимый атрибут, необходимый для продвижения товаров и услуг на рынке. За счет бренда формируется узнаваемость компании среди потребителей: слова Coca Cola, BMW, или зеленый цвет Сбербанка у всех вызывают устойчивые ассоциации с конкретным бизнесом.
Для разработки айдентики компании зачастую тратится много сил и денег, однако нередкой проблемой для предпринимателей является незаконное копирование или имитация бренда другими лицами либо по незнанию, либо в целях паразитирования. Последствиями копирования бренда для правообладателя нередко являются отток клиентов, репутационные потери, снижение выручки. При этом недобросовестный конкурент тем самым приобретает необоснованные преимущества: экономия на затратах на разработку собственного бренда, переманивание лояльных к уже известному на рынке бренду потребителей к себе.
Примером того, как важно внимательно относиться к выбору бренда, является скандал с товарным знаком «Вкусно и точка». Предприниматель из Владивостока, за которым был зарегистрирован товарный знак «Еда и точка», направил претензию в адрес преемника McDonald’s в России со ссылкой на то, что обозначения сходы до степени смешения в отношении деятельности в сфере общепита, а потому создается угроза смешения в глазах потребителей. Если вопрос не будет урегулирован в мирном порядке, то вероятно компании встретятся в уже в суде.
Еще одним громким скандалом стал спор между магазином часов и ювелирных украшений AllTime и ПАО «Сбербанк» по поводу товарного знака в виде незаконченного круга и галочкой внутри.
AllTime полагает, что начала использовать это обозначение задолго до Сбербанка и «так как ответчик является крупнейшим игроком, у клиентов может сложиться впечатление, что не Сбербанк воспользовался нашим товарным знаком, а мы его».
Ниже мы рассмотрим, что с юридической точки зрения понимается под копированием бренда и как этому противостоять.
Бренд как некое обозначение может быть выражен в разных объектах интеллектуальной собственности, например:
При этом бренд может использоваться для индивидуализации компании и/или ее продукции или услуг разными способами, включая использование:
Любое ваше обозначение может быть скопировано недобросовестными конкурентами, мошенниками или патентными троллями и использоваться ими для увода клиентов или порчи репутации. Мошенники также могут выдавать себя за вашу компанию и получать деньги за товары или услуги, которые на самом деле не производят и не передают клиентам.
Правильно оформленная интеллектуальная собственность (дизайны, логотипы, товарные знаки) наделяют правообладателя монополией на ее использование и позволяют бороться с лицами, которые без согласия правообладателя, выраженном, например, в лицензионном договоре, используют такую интеллектуальную собственность в своей деятельности.
Допустим, вы вложили значительные деньги и усилия и разработали фирменный стиль своей компании (например: сайт, бренд бук, логотип, слоганы), наняв очень дорогое брендинговое агентство. После этого вы пошли в Роспатент и зарегистрировали разработанный для вас логотип как товарный знак, а также зарегистрировали доменное имя с использованием вашего обозначения. У вас возникли исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, которые вы имеете право защищать и требовать от всех лиц воздерживаться от их использования без вашего согласия. Если вы обнаружите компанию-конкурента, которая создала сайт с доменным именем, схожим по звучанию с вашим товарным знаком, и иным образом использует ваш логотип, то вы можете воспользоваться следующим алгоритмом действий для пресечения нарушения прав.
Прежде всего, необходимо зафиксировать нарушение, то есть факт копирования вашего логотипа, товарного знака или коммерческого обозначения, без вашего согласия. Как это сделать? Вы можете обратиться к нотариусу и сделать протокол нотариального осмотра интернет-ресурса, на котором незаконно размещено ваше обозначение. Если вы не хотите тратить деньги, то обычные скриншоты интернет-страниц также могут служить доказательством факта нарушения. Более того, вы можете обратиться к сервисам, подобным Wayback Machine, которые позволяют занести ту или иную ссылку в вэб-архив, который будет доступен и после ее удаления.
Мы рекомендуем сделать контрольную закупку товаров или услуг у нарушителя и получить коммерческое предложение, договор с реквизитами, товарную накладную или чек со стоимостью товара и информацией о производителе. Никаких специальных правил для такой закупки не предусмотрено, но можно воспользоваться услугами юристов, у которых есть значительный опыт такой фиксации.
Далее необходимо идентифицировать нарушителя, то есть выяснить, от чьего имени он выступает в обороте. Эти данные потребуются для понимания, к какому лицу в последующем предъявлять претензии и иски. Какими способами это можно сделать:
Крайне важно проверить, оформлены ли у вас права на ваше обозначение, которое подверглось копированию или имитации. Прежде всего надо вспомнить, кто именно разрабатывал для вас логотип. Далее проверить, заключен ли с этим лицом (брендинговое агентство, аутсорсер или ваш штатный сотрудник) соответствующий договор об отчуждении исключительного права на созданное обозначение, и насколько конкретно в нем идентифицирован созданный объект. Если это товарный знак, то проверить, зарегистрирован ли он на территории России, можно в реестре Роспатента https://www1.fips.ru/registers-web/action?acName=clickRegister®Name=RUTM. Здесь же можно найти следующую информацию: с какого числа зарегистрирован знак, и не истек ли срок его действия, и вы ли указаны там в качестве правообладателя.
Если вы обладатель исключительной лицензии по договору с правообладателем, то вы также вправе обращаться за защитой.
Также важно установить факт и найти подтверждения, что вы начали использовать спорное обозначение в отношении определенного вида деятельности ранее нарушителя. Если нарушитель начал использование раньше вас, то, скорее всего, он не будет считаться недобросовестным.
Направить нарушителю письменную претензию. В претензии рекомендуем описать суть нарушения, подтвердить то, что у вас есть права на спорное обозначение (например, указать номер регистрации товарного знака в реестре Роспатента, приложить ссылки на ваш сайт и продукцию), а также сформулировать суть ваших требований, а также установить срок для требуемых действий.
Вы вправе требовать:
Претензию важно подписать и направить по почте на официальный адрес регистрации нарушителя, а также на любые известные контакты: электронная почта, указанная на сайте, в договорах и иных документах. После направления такой претензии (если вы заявили денежные требования) через 30 дней вы можете обратиться в суд в случае, если нарушитель никак не реагирует на ваши требования или ответил отказом. Если же заявлены неденежные требования (о пресечении незаконного использования, о запрете использовать обозначение, об изъятии контрафакта из оборота), то дожидаться истечения 30-дневного срока для обращения в суд не требуется.
Также есть опция привлечения нарушителя к административной ответственности по составам ст. 7.12 (нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав) и ст. 14.10 (незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)) КоАП и к уголовной ответственности по аналогичным составам ст. 146 и ст. 180 УК РФ. Для этого требуется подача соответствующего заявления в правоохранительные органы и доказывание состава правонарушения или преступления.
Также можно обратиться с претензией к собственникам онлайн-площадок, включая маркетплейсы, на которых незаконно распространяется товар или оказываются услуги с использованием вашего логотипа, с целью их удаления или блокировки страниц сайта. Например, у Озона или Wildberries существует налаженная система борьбы с нарушителями по обращениям правообладателей.
Также вы можете подать отдельное заявление в антимонопольный орган (ФАС) с целью возбуждения дела по расследованию факта недобросовестной конкуренции, в частности, по составам 14.4, 14.5, 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» (приобретение и использование товарного знака, создание смешения с товарами, иные способы недобросовестной конкуренции в целях извлечения преимуществ на одном и том же товарном рынке). В случае установления факта нарушения ФАС выносит соответствующее решение и предписание, направленное на пресечение незаконных действий. Также возможно привлечение нарушителя к административной ответственности за осуществление недобросовестной конкуренции по составу 14.33 КоАП с выплатой штрафа от 100 000 рублей до 500 000 рублей в казну государства. ФАС может обязать нарушителя перечислить в федеральный бюджет доход, полученный из-за нарушения антимонопольного законодательства. И устранить эти нарушения и все их последствия.
С юридической точки зрения под «недобросовестной конкуренцией» понимаются любые действия предпринимателей, которые одновременно:
Таким образом, имеется несколько способов противодействия незаконному копированию бренда. Выбор конкретного инструмента защиты зависит от характера нарушения и от объекта, подвергшегося копированию. Однако, это не мешает установить общий алгоритм поведения компании-правообладателя.
Краткий порядок действий, если вы обнаружили нарушение:
Авторы:
Екатерина Смирнова, партнер, руководитель офиса Semenov&Pevzner в Санкт-Петербурге
Виктория Матвеева, юрист офиса Semenov&Pevzner в Санкт-Петербурге