Ваш бренд скопировали конкуренты: советы юриста

2022-08-26 17:32:42 Время чтения 15 мин 1236

Бренд – это незаменимый атрибут, необходимый для продвижения товаров и услуг на рынке. За счет бренда формируется узнаваемость компании среди потребителей: слова Coca Cola, BMW, или зеленый цвет Сбербанка у всех вызывают устойчивые ассоциации с конкретным бизнесом.

Для разработки айдентики компании зачастую тратится много сил и денег, однако нередкой проблемой для предпринимателей является незаконное копирование или имитация бренда другими лицами либо по незнанию, либо в целях паразитирования. Последствиями копирования бренда для правообладателя нередко являются отток клиентов, репутационные потери, снижение выручки. При этом недобросовестный конкурент тем самым приобретает необоснованные преимущества: экономия на затратах на разработку собственного бренда, переманивание лояльных к уже известному на рынке бренду потребителей к себе.

Примером того, как важно внимательно относиться к выбору бренда, является скандал с товарным знаком «Вкусно и точка». Предприниматель из Владивостока, за которым был зарегистрирован товарный знак «Еда и точка», направил претензию в адрес преемника McDonald’s в России со ссылкой на то, что обозначения сходы до степени смешения в отношении деятельности в сфере общепита, а потому создается угроза смешения в глазах потребителей. Если вопрос не будет урегулирован в мирном порядке, то вероятно компании встретятся в уже в суде.

Еще одним громким скандалом стал спор между магазином часов и ювелирных украшений AllTime и ПАО «Сбербанк» по поводу товарного знака в виде незаконченного круга и галочкой внутри.

 AllTime полагает, что начала использовать это обозначение задолго до Сбербанка и «так как ответчик является крупнейшим игроком, у клиентов может сложиться впечатление, что не Сбербанк воспользовался нашим товарным знаком, а мы его».

Ниже мы рассмотрим, что с юридической точки зрения понимается под копированием бренда и как этому противостоять.

В каких охраняемых законом объектах может быть выражен бренд?

Бренд как некое обозначение может быть выражен в разных объектах интеллектуальной собственности, например:

При этом бренд может использоваться для индивидуализации компании и/или ее продукции или услуг разными способами, включая использование:

  1. на упаковках продукции или на самом товаре;
  2. в сети Интернет: в доменном имени, в качестве элемента веб-страницы и др.;
  3. в маркетинговых материалах, в рекламе;
  4. на форменной одежде сотрудников;
  5. в названиях аккаунтов в социальных сетях, адресах электронной почты;
  6. в деловой документации.

Любое ваше обозначение может быть скопировано недобросовестными конкурентами, мошенниками или патентными троллями и использоваться ими для увода клиентов или порчи репутации. Мошенники также могут выдавать себя за вашу компанию и получать деньги за товары или услуги, которые на самом деле не производят и не передают клиентам.

Нарушение произошло! Как поступить?

Правильно оформленная интеллектуальная собственность (дизайны, логотипы, товарные знаки) наделяют правообладателя монополией на ее использование и позволяют бороться с лицами, которые без согласия правообладателя, выраженном, например, в лицензионном договоре, используют такую интеллектуальную собственность в своей деятельности.

Допустим, вы вложили значительные деньги и усилия и разработали фирменный стиль своей компании (например: сайт, бренд бук, логотип, слоганы), наняв очень дорогое брендинговое агентство. После этого вы пошли в Роспатент и зарегистрировали разработанный для вас логотип как товарный знак, а также зарегистрировали доменное имя с использованием вашего обозначения. У вас возникли исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, которые вы имеете право защищать и требовать от всех лиц воздерживаться от их использования без вашего согласия. Если вы обнаружите компанию-конкурента, которая создала сайт с доменным именем, схожим по звучанию с вашим товарным знаком, и иным образом использует ваш логотип, то вы можете воспользоваться следующим алгоритмом действий для пресечения нарушения прав.

Шаг 1:

Прежде всего, необходимо зафиксировать нарушение, то есть факт копирования вашего логотипа, товарного знака или коммерческого обозначения, без вашего согласия. Как это сделать? Вы можете обратиться к нотариусу и сделать протокол нотариального осмотра интернет-ресурса, на котором незаконно размещено ваше обозначение. Если вы не хотите тратить деньги, то обычные скриншоты интернет-страниц также могут служить доказательством факта нарушения. Более того, вы можете обратиться к сервисам, подобным Wayback Machine, которые позволяют занести ту или иную ссылку в вэб-архив, который будет доступен и после ее удаления.

Мы рекомендуем сделать контрольную закупку товаров или услуг у нарушителя и получить коммерческое предложение, договор с реквизитами, товарную накладную или чек со стоимостью товара и информацией о производителе. Никаких специальных правил для такой закупки не предусмотрено, но можно воспользоваться услугами юристов, у которых есть значительный опыт такой фиксации.

Шаг 2:

Далее необходимо идентифицировать нарушителя, то есть выяснить, от чьего имени он выступает в обороте. Эти данные потребуются для понимания, к какому лицу в последующем предъявлять претензии и иски. Какими способами это можно сделать:

  1.   Проверить кому принадлежит домен сайта, на котором незаконно используется ваше обозначение через портал http://www.whois-service.ru/ (если такая информация не скрыта);  
  2.  Посмотреть контактные данные нарушителя на самом сайте: в разделе контакты, реквизиты для оплаты, политике конфиденциальности или политике обработки персональных данных;
  3. Самый надежный вариант – посмотреть, кто указан в качестве продавца или производителя на самом товаре при совершении контрольной закупки;
  4.   Проверить через сайт налоговой контакты, состав учредителей и генерального директора компании-нарушителя: https://egrul.nalog.ru/index.html

Шаг 3:

Крайне важно проверить, оформлены ли у вас права на ваше обозначение, которое подверглось копированию или имитации. Прежде всего надо вспомнить, кто именно разрабатывал для вас логотип. Далее проверить, заключен ли с этим лицом (брендинговое агентство, аутсорсер или ваш штатный сотрудник) соответствующий договор об отчуждении исключительного права на созданное обозначение, и насколько конкретно в нем идентифицирован созданный объект. Если это товарный знак, то проверить, зарегистрирован ли он на территории России, можно в реестре Роспатента https://www1.fips.ru/registers-web/action?acName=clickRegister&regName=RUTM. Здесь же можно найти следующую информацию: с какого числа зарегистрирован знак, и не истек ли срок его действия, и вы ли указаны там в качестве правообладателя.

Если вы обладатель исключительной лицензии по договору с правообладателем, то вы также вправе обращаться за защитой.

Также важно установить факт и найти подтверждения, что вы начали использовать спорное обозначение в отношении определенного вида деятельности ранее нарушителя. Если нарушитель начал использование раньше вас, то, скорее всего, он не будет считаться недобросовестным.

Шаг 4:

Направить нарушителю письменную претензию. В претензии рекомендуем описать суть нарушения, подтвердить то, что у вас есть права на спорное обозначение (например, указать номер регистрации товарного знака в реестре Роспатента, приложить ссылки на ваш сайт и продукцию), а также сформулировать суть ваших требований, а также установить срок для требуемых действий.

Вы вправе требовать:

  1. запретить использование на будущее нарушителем вашего обозначения в отношении аналогичных товаров и услуг и пресечь текущее незаконное использование,
  2. изъять контрафактный товар из оборота,
  3. возмещения убытков, к примеру, вашей недополученной прибыли,
  4. выплаты специальной денежной компенсации нарушителем за нарушение исключительного права на товарный знак или логотип как объект авторского права в размере либо от 10 000 до 5 000 000 рублей за каждый факт нарушения; либо в двойном размере стоимости лицензии на ваше обозначение; либо в двойном размере стоимости товаров, в которых незаконно выражен ваш товарный знак. Взыскание компенсации за нарушение прав на фирменное наименование или коммерческое обозначение не предусмотрено законом.

Претензию важно подписать и направить по почте на официальный адрес регистрации нарушителя, а также на любые известные контакты: электронная почта, указанная на сайте, в договорах и иных документах. После направления такой претензии (если вы заявили денежные требования) через 30 дней вы можете обратиться в суд в случае, если нарушитель никак не реагирует на ваши требования или ответил отказом. Если же заявлены неденежные требования (о пресечении незаконного использования, о запрете использовать обозначение, об изъятии контрафакта из оборота), то дожидаться истечения 30-дневного срока для обращения в суд не требуется.

Шаг 5:

Также есть опция привлечения нарушителя к административной ответственности по составам ст. 7.12 (нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав) и ст. 14.10 (незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)) КоАП и к уголовной ответственности по аналогичным составам ст. 146 и ст. 180 УК РФ. Для этого требуется подача соответствующего заявления в правоохранительные органы и доказывание состава правонарушения или преступления.

Также можно обратиться с претензией к собственникам онлайн-площадок, включая маркетплейсы, на которых незаконно распространяется товар или оказываются услуги с использованием вашего логотипа, с целью их удаления или блокировки страниц сайта. Например, у Озона или Wildberries существует налаженная система борьбы с нарушителями по обращениям правообладателей.

Также вы можете подать отдельное заявление в антимонопольный орган (ФАС) с целью возбуждения дела по расследованию факта недобросовестной конкуренции, в частности, по составам 14.4, 14.5, 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» (приобретение и использование товарного знака, создание смешения с товарами, иные способы недобросовестной конкуренции в целях извлечения преимуществ на одном и том же товарном рынке). В случае установления факта нарушения ФАС выносит соответствующее решение и предписание, направленное на пресечение незаконных действий. Также возможно привлечение нарушителя к административной ответственности за осуществление недобросовестной конкуренции по составу 14.33 КоАП с выплатой штрафа от 100 000 рублей до 500 000 рублей в казну государства. ФАС может обязать нарушителя перечислить в федеральный бюджет доход, полученный из-за нарушения антимонопольного законодательства. И устранить эти нарушения и все их последствия.

С юридической точки зрения под «недобросовестной конкуренцией» понимаются любые действия предпринимателей, которые одновременно:

  1. направлены на получение преимуществ при ведении бизнеса;
  2. противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  3. причинили или могут причинить убытки конкурентам, а также могут нанести вред их деловой репутации.

Таким образом, имеется несколько способов противодействия незаконному копированию бренда. Выбор конкретного инструмента защиты зависит от характера нарушения и от объекта, подвергшегося копированию. Однако, это не мешает установить общий алгоритм поведения компании-правообладателя.

Краткий порядок действий, если вы обнаружили нарушение:

  1. Определить, какие объекты были скопированы нарушителем
  2. Зафиксировать факт нарушения
  3. Установить, являетесь ли вы правообладателем, проверить, оформлен ли у вас переход исключительных прав от автора к вам
  4. Обратиться к нарушителю и к информационному посреднику с требованием пресечь нарушение (удалить контент, нарушающий ваши права)
  5. Обратиться в суд с исковым заявлением к нарушителю, либо в УФАС с заявлением.

Авторы:

Екатерина Смирнова, партнер, руководитель офиса Semenov&Pevzner в Санкт-Петербурге

Виктория Матвеева, юрист офиса Semenov&Pevzner в Санкт-Петербурге