Закон о рекламе: какие ограничения есть сейчас, и что будет дальше

2023-05-17 16:51:19 Время чтения 5 мин 1710

Прошлой осенью вступили в силу поправки в ФЗ «О рекламе», которые содержат требования к маркировке и учёту интернет-рекламы.

При размещении рекламы в интернете рекламодателям и рекламораспространителям необходимо соблюдать следующие требования:

1.       Добавлять пометку «реклама» и указание на рекламодателя

2.       Регистрировать интернет-рекламу у операторов рекламных данных, использовать специальный цифровой идентификатор, также называемый «токен», при её размещении и регулярно сдавать отчётность о размещении рекламы: сведения о договорах, актах и показах

В свою очередь операторы рекламных данных (ОРД) должны передавать всю полученную от рекламодателей и рекламораспространителей информацию в Роскомнадзор.

Закон действует уже несколько месяцев. И если первое требование вполне понятно с точки зрения исполнения и ответственности, то применение второго вызывает определенные сложности и вопросы. В том числе из-за того, что технические возможности ОРД и контролирующих органов пока не соответствуют в полной мере требованиям закона.

Роскомнадзор давал множество рекомендаций и разъяснений относительно применения новых норм, но эти рекомендации в основном носили неофициальный характер и в виде нормативных правовых актов закреплены не были. Кроме того, Роскомнадзор не спешил вводить ответственность за отсутствие «токенов» и отчётности, пока все процессы, необходимые для применения закона не были отлажены.

Однако 14 апреля 2023 года в Госдуму всё-таки был внесён законопроект о штрафах в связи с регистрацией интернет-рекламы, использованием токена при ее размещении и сдачей отчетности.

Какую ответственность предусматривает законопроект?

1.       За непредоставление информации в Роскомнадзор, либо нарушение сроков предоставления такой информации, либо предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации:

·         для физических лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей

·         для должностных лиц и ИП – от 30 000 до 100 000 рублей

·         для юридических лиц – от 200 000 до 500 000 рублей

2.       Распространение рекламы в интернете без цифрового идентификатора, либо нарушение требований к его размещению:

·         для физических лиц – штраф от 30 000 до 100 000 рублей

·         для должностных лиц и ИП – от 100 000 до 200 000 рублей

·         для юридических лиц – от 200 000 до 500 000 рублей

3.       Неисполнение ОРД обязанности по передаче информации в Роскомнадзор, либо нарушение предусмотренных законом требований к работе ОРД:

·         для должностных лиц – от 100 000 до 200 000 рублей

·         для юридических лиц – от 300 000 до 700 000 рублей

Предлагаемые размеры ответственности схожи с ответственностью за нарушение других требований ФЗ «О рекламе».

Тем не менее появление законопроекта вызвало не очень позитивную оценку среди представителей рынка. По данным Коммерсанта представители индустрии направили в Госудуму официальное письмо, в котором просят отложить введение штрафов как минимум до 1 января 2024 г. По мнению индустрии, техническая база для полноценного применения закона по-прежнему не готова.

Мы подготовили небольшую таблицу, которая поможет разобраться с тем, какие существуют обязанности в отношении интернет-рекламы и какая возможна ответственность за их нарушение.

Несмотря на то, что законопроект о новых штрафах вызвал критику, вероятность того, что он будет принят, очень большая. Хотя требования закона и кажутся сложными, рекомендуем разобраться и соблюдать их, чтобы избежать наложения штрафов.

Автор:

Ирина Остапчук, руководитель практики по сопровождению IP и IT сделок юридической фирмы Semenov&Pevzner