Дефицита одежды и обуви не будет

2022-08-02 22:53:11 Время чтения 5 мин 81

Доля импортных товаров в сегменте одежды и обуви составляет порядка 75%. Санкции и связанные с ними ограничения вызывали и вызывают тревогу и продавцов, которые опасаются остаться совсем без товара. Насколько обоснованы эти страхи? Какова актуальная ситуация с импортом одежды и обуви, и каков прогноз на ближайшую перспективу?

  Эксперты рынка отмечают, что в мае наблюдается рост поставок импортной одежды и обуви в Россию. Поскольку ФТС с февраля не публикует данные о внешней торговле РФ с другими странами, прямо оценить увеличение невозможно. Агентство «Локинвест», используя «зеркальную» статистику стран стран-экспортеров, отмечает, что пик падения импорта пришелся на апрель 2022 года (минус 50 % по отношению к аналогичному периоду 2021 года). В мае падение поставок замедлилось и составляет порядка 40–43 %. 

Также снижение профицита внешней торговли РФ в мае по сравнению с апрелем отмечает ЦБ, а, по словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, в июне импорт показывает примерно 60-65 % от уровня февраля.  

Таким образом, постепенно идет адаптация ритейлеров и логистических операторов к изменившимся условиям, чему в определенной степени способствует разрешение параллельного импорта и укрепление рубля. Эту тенденцию озвучил и глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников на съезде РСПП, отметив, что восстановление импорта идет преимущественно за счет потребительских товаров, инвестиционный восстанавливается гораздо медленнее.

Дефицита одежды и обуви не будет

По словам генерального директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, рыночная доля одежды российского производства в магазинах составляла примерно 20% до начала пандемии, и выросла до 25 % за последние два года. Импорт занимает порядка 75%, поэтому с введением антироссийских санкций продавцы опасались остаться без товара.  Особенно негативное влияние санкции оказали на логистику, доставка импортных товаров стала более длительной, сложной и дорогой.

 Основной экспортер одежды и обуви – Китай, на него приходится порядка 40% одежды и почти 50 % обуви. Далее с большим отрывом идут Бангладеш, Вьетнам, Италия, Турция, Германия (по 6-10 %). Несмотря на то, что прямо КНР не поддерживает санкции против России, объем экспорта из страны снизился в феврале-марте на 38 % по сравнению с прошлым годом. 

Основная часть одежды под американскими и европейскими брендами отшивается в странах Юго-Восточной Азии, Индии. Из этих стран поставки по-прежнему идут, при этом многие расчеты стали производиться в национальной валюте.

Причиной этому стали проблемы с логистикой, опасения китайских предпринимателей попасть под вторичные санкции, сниженный спрос российского бизнеса на импортные товары. В апреле по данным Eurostat поставки активизировались, уровень снижения к прошлому году составил уже 26,8%. 

Эксперты предполагают, что полное восстановление импорта из Китая произойдет в течение 1,5–2 лет. Нужно учитывать, что это общие показатели: порядка 70% процентов в поставках это машины, оборудование, электроника. Товары потребительского спроса, в первую очередь одежда и обувь, пострадали значительно меньше. Их доля в общем объеме импорта составляла всего около 6 %.

Что касается Европы, то очень небольшая часть западных брендов приходила к нам непосредственно от правообладателей. Преимущественно это товары из Италии, Германии, Польши, их доля в общем объеме fashion-сегмента была около 8%. Основная часть одежды под американскими и европейскими брендами отшивается в странах Юго-Восточной Азии, Индии. Из этих стран поставки по-прежнему идут, при этом многие расчеты стали производиться в национальной валюте.