Доля импортных товаров в сегменте одежды и обуви составляет порядка 75%. Санкции и связанные с ними ограничения вызывали и вызывают тревогу и продавцов, которые опасаются остаться совсем без товара. Насколько обоснованы эти страхи? Какова актуальная ситуация с импортом одежды и обуви, и каков прогноз на ближайшую перспективу?
Эксперты рынка отмечают, что в мае наблюдается рост поставок импортной одежды и обуви в Россию. Поскольку ФТС с февраля не публикует данные о внешней торговле РФ с другими странами, прямо оценить увеличение невозможно. Агентство «Локинвест», используя «зеркальную» статистику стран стран-экспортеров, отмечает, что пик падения импорта пришелся на апрель 2022 года (минус 50 % по отношению к аналогичному периоду 2021 года). В мае падение поставок замедлилось и составляет порядка 40–43 %.
Также снижение профицита внешней торговли РФ в мае по сравнению с апрелем отмечает ЦБ, а, по словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, в июне импорт показывает примерно 60-65 % от уровня февраля.
Таким образом, постепенно идет адаптация ритейлеров и логистических операторов к изменившимся условиям, чему в определенной степени способствует разрешение параллельного импорта и укрепление рубля. Эту тенденцию озвучил и глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников на съезде РСПП, отметив, что восстановление импорта идет преимущественно за счет потребительских товаров, инвестиционный восстанавливается гораздо медленнее.
По словам генерального директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, рыночная доля одежды российского производства в магазинах составляла примерно 20% до начала пандемии, и выросла до 25 % за последние два года. Импорт занимает порядка 75%, поэтому с введением антироссийских санкций продавцы опасались остаться без товара. Особенно негативное влияние санкции оказали на логистику, доставка импортных товаров стала более длительной, сложной и дорогой.
Основной экспортер одежды и обуви – Китай, на него приходится порядка 40% одежды и почти 50 % обуви. Далее с большим отрывом идут Бангладеш, Вьетнам, Италия, Турция, Германия (по 6-10 %). Несмотря на то, что прямо КНР не поддерживает санкции против России, объем экспорта из страны снизился в феврале-марте на 38 % по сравнению с прошлым годом.
Основная часть одежды под американскими и европейскими брендами отшивается в странах Юго-Восточной Азии, Индии. Из этих стран поставки по-прежнему идут, при этом многие расчеты стали производиться в национальной валюте.
Причиной этому стали проблемы с логистикой, опасения китайских предпринимателей попасть под вторичные санкции, сниженный спрос российского бизнеса на импортные товары. В апреле по данным Eurostat поставки активизировались, уровень снижения к прошлому году составил уже 26,8%.
Эксперты предполагают, что полное восстановление импорта из Китая произойдет в течение 1,5–2 лет. Нужно учитывать, что это общие показатели: порядка 70% процентов в поставках это машины, оборудование, электроника. Товары потребительского спроса, в первую очередь одежда и обувь, пострадали значительно меньше. Их доля в общем объеме импорта составляла всего около 6 %.
Что касается Европы, то очень небольшая часть западных брендов приходила к нам непосредственно от правообладателей. Преимущественно это товары из Италии, Германии, Польши, их доля в общем объеме fashion-сегмента была около 8%. Основная часть одежды под американскими и европейскими брендами отшивается в странах Юго-Восточной Азии, Индии. Из этих стран поставки по-прежнему идут, при этом многие расчеты стали производиться в национальной валюте.