15 трендов, о которых должен помнить маркетолог в 2023 году

2022-11-25 10:46:09 Время чтения 17 мин 229

2-3 года назад стоило опубликовать вирусное видео на Youtube или купить рекламу у блогера — и о тебе говорят все вокруг. Но технологии, платформы и бизнес-модели меняются вместе с ожиданиями пользователей. Какие основные тенденции нам нужно учитывать в новом году? 

1. Рост виртуальных ивентов

До 2020 года офлайн-мероприятия были главным способом для связи маркетологов с покупателями и поиска новых клиентов. Однако из-за пандемии агентствам и предприятиям пришлось перенести всё в онлайн. 49% маркетологов B2B заменили часть живых мероприятий виртуальными, а 19% перенесли в онлайн практически всё. Хотя это произошло по необходимости, весьма вероятно, что виртуальные мероприятия останутся неотъемлемой частью маркетинговых стратегий.

Что нужно для перехода из офлайна в онлайн? Маркетологи проанализировали свои потребности и определили, что главное — переосмыслить свою стратегию проведения мероприятий, не забывая при этом про цели организации. Многие отметили, что необходимо освоить новые навыки и технологии для перехода к другому формату ивентов. 

Организаторы мероприятий тоже адаптируются и осваивают новые интерактивные функции, например, чаты. 

2. Омниканальный маркетинг

Потребители используют цифровые медиа по-разному. Кто-то читает новости и статьи, а кто-то — коротает время с помощью игр. У них есть и что-то общее — например, все пользуются соцсетями. 

В интернете есть ваши покупатели, потенциальные клиенты, поклонники и ненавистники. И, если вы ограничиваете взаимодействие с пользователями одним каналом, вы теряете много возможностей и информации. Возможно, кто-то поблагодарил вашу службу поддержки в ВК, но за несколько часов до этого написал в Твиттере, что ваш представитель долго отвечал. Даже если вы используете несколько каналов, но по отдельности, коммуникация прерывается.

Поэтому эксперты советуют переходить к омниканальному маркетингу. Он позволяет отслеживать все взаимодействия с клиентами, не теряя контекста. Ваши действия становятся последовательными, и аудитория больше доверяет вам. 

Может показаться, что постоянный мониторинг всех каналов требует много времени, но современные технологические решения могут объединить все действия на одной панели и облегчить задачу.

Какие проблемы решает омниканальный маркетинг? Он помогает создать бесшовный путь клиента. Например, если пользователь сначала общался с менеджером службы поддержки в чате, а затем связался с кол-центром, ему не придется заново повторять свой запрос и историю разговора.

3. Искусственный интеллект и аналитика

Стандартных решений уже недостаточно для решения проблем, связанных с ресурсами, капиталом и масштабированием. Чтобы развиваться, нужно внедрять ИИ и использовать большие данные. 

Маркетологи используют искусственный интеллект и аналитику для сбора и анализа данных и автоматизации процессов. Согласно отчету Blueshift, 28% специалистов используют ИИ для формирования рекомендаций по продуктам, а 26% — для оптимизации кампаний. 

Главный плюс ИИ в том, что он позволяет организациям руководствоваться данными, а не только своим опытом и интуицией. Вы можете автоматизировать создание отчетов, что очень важно для получения достоверной информации. Если не внедрить ИИ в ближайшее время, можно потерять не только важную информацию, но и ценные идеи по развитию бизнеса. 

4. Переход на мобильные и прогрессивные веб-приложения (PWA)

Было время, когда ноутбуки считались портативными устройствами. Сейчас же они кажутся тяжелыми и громоздкими по сравнению со смартфонами, которые мы все чаще используем для выхода в интернет. 

Еще в 2019 году Google изменил правила индексирования. Сайты стали ранжироваться в соответствии с тем, насколько удобно пользоваться страницей с телефона. Это логично, ведь Google (как и другие поисковые системы) хочет показывать своим пользователям полезный и актуальный контент, который легко доступен. Поэтому, важно иметь ввиду, что сайт не поднимется высоко в поисковой выдаче, если у него нет мобильной версии. 

Прогрессивные веб-приложения (PWA)

PWA — это управляемые браузером веб-страницы, похожие на приложения, которые не требуют установки на устройство. Например, сайт Госуслуг, Кинопоиска, любой интернет-магазин — это веб-приложения. 

Чем отличаются прогрессивные веб-приложения от обычных? Три главных критерия:

  1. Надежность — быстро загружаются и хорошо работают даже при нестабильном интернете
  2. Скорость — быстрая реакция на действия пользователя с плавной анимацией
  3. Привлекательность — имеет современный вид и дружелюбный интерфейс

Современным пользователям больше нравятся веб-сайты, которые ведут себя как любимые приложения. Если у вас есть сайт типа PWA, вы, скорее всего, получите больше внимания и трафика.

5. Голосовой поиск

В первом квартале этого года мировой рынок умных колонок достиг 20,7 млн ​​единиц. Они стали полноценным помощником во многих семьях — Алиса может и такси вызвать, и сказку на ночь рассказать. Управление голосом завоевывает все большую популярность с каждым годом, поэтому внедрение такой функции — маст-хэв для многих компаний.

Конечно, пользователи могут использовать его лишь время от времени, но вопрос в другом — являются ли эти пользователи вашими целевыми клиентами? Подумайте, нужна ли функция распознавания голоса именно вам? Например, если у вас локальный офлайн-бизнес, то скорее всего она улучшит вашу позицию в поисковой выдаче, потому что клиенты часто используют голосовой поиск, чтобы найти магазины и услуги рядом с их местоположением.

6. AR & VR

Дополненная реальность позволяет вставлять цифровые объекты в реальное видео. Можно использовать это для крутых трюков и рекламы, например, как сделал телеканал «Пятница»!, когда рекламировал шоу Насти Ивлеевой. 

Компании, как правило, интегрируют AR в свой маркетинг, чтобы повысить вовлеченность и помочь клиентам продвинуться по воронке. Однако для успешной реализации требуется много креатива, технических ноу-хау и ресурсов. Скорее всего, по мере развития технологий и выпуска новых программ для разработчиков, виртуальная реальность будет становиться доступнее. 

7. Нативная реклама

Нужно признать, что люди не любят рекламу. Это пустая трата времени, она навязчива, появляется в самый неподходящий момент. Поэтому 47% интернет-пользователей во всем мире используют блокировщики рекламы.

Для маркетологов это большая проблема, однако выход есть — нативная реклама. Она органично встраивается в повествование и воспринимается как часть контента. Например, продакт-плейсмент в фильмах. Роскошные часы на запястье Джеймса Бонда или его автомобиль — не случайность, это часть рекламной кампании. Однако это органично выглядит и не раздражает. 

Такая реклама не просто продвигает товар, она оставляет положительное впечатление у аудитории. Хорошая нативка полезна для пользователя и соответствует стилю площадки, на которой размещается.

8. B2B становится больше B2C

Клиенты B2B становятся клиентами B2C, когда выходят из офиса. Они тоже хотят быстрого и удобного взаимодействия, которые традиционно предусмотрены брендами B2C: быстрой доставки, удобных транзакций, выбора удобного способа оплаты. Поэтому B2B-предприятия должны подумать, как все это реализовать, иначе конкуренты получат преимущество.

Сегодня как бизнес-клиенты, так и некоммерческие покупатели изучают услуги и продукты в интернете, прежде чем связаться с продавцом. Поэтому B2B-компаниями тоже необходимо использовать разные digital-инструменты: аудио- и видеорекламу, контент-маркетинг, нативную рекламу. 

Однако это не означает, что необходимо избавиться от офлайн-продавцов. Здесь верным решением является омниканальный подход: объединение разных каналов в одну стратегию.

9. Офлайн-маркетинг

Мы упомянули AR, приложения и нативную рекламу. Все это, если сделано правильно, создает положительный опыт для клиента. Однако цифровой мир — не единственный мир. Хорошие маркетологи дополняют свой digital-маркетинг офлайн-мероприятиями и живыми эмоциями.

Вы можете стать спонсором ивента, запустить офлайн-игру или дарить что-то своим покупателям. Например, участникам фестиваля Tomorrowland доставляют билеты — браслет в сундучке — по почте. Они снимают распаковку на видео и делятся ей в соцсетях, чем подогревают интерес к фестивалю среди своих друзей и знакомых.

Кроме новых лидов, с помощью офлайн-ивентов, вы можете получить полезную информацию от своей целевой аудитории. Или получить новый контент для соцсетей. Возможности для маркетинга здесь безграничны — проявляйте творческий подход и не забудьте связать мероприятие с остальными каналами.

10. Больше видеоконтента!

Сегодня 80% всего интернет-трафика занимают видео. Компании тратят миллиарды долларов на производство видеоконтента. Почему? Потому что видео смотрят все: они заменили нам телевизор, книги, статьи и мануалы. Намного проще посмотреть ролик о том, как заменить колесо, чем читать инструкцию. 

Есть много способов, как бренды могут использовать видео, чтобы быть заметными в интернете, привлекать потенциальных клиентов и зарабатывать лояльность. Это могут быть большие документальные фильмы или короткие забавные ролики. Вы можете запустить челлендж для подписчиков, чтобы они снимали для вас контент, который будет вируситься и привлекать новую аудиторию. Еще вариант — дать людям пользу и снимать обучающий контент. 

11. Пользовательский контент

Мы уже несколько раз упоминали пользовательский контент. Это впечатления клиентов, которыми они делятся в соцсетях, их фото и видео. Но не только.

Вариантов использования пользовательского контента намного больше. Например, вы можете:

  1. создать форум и собирать базу знаний для пользователей или, наоборот, сотрудников службы поддержки;
  2. вести блог и заниматься линкбилдингом с инфлюенсерами;
  3. мониторить настроение аудитории, управлять отношениями;
  4. узнать об ошибках или обнаружить проблему в использовании продукта/услуги.

Что хорошо в пользовательском контенте — он практически бесплатен, вы лишь тратите несколько человеко-часов на взаимодействие с ним. Кроме того, он искренен и органичен, и это подкупает. Положительные отзывы лояльных клиентов могут повлиять на решение о покупке сильнее, чем традиционная реклама. 

12. Маркетинг подкастов

За последние несколько лет подкастинг стал большим маркетинговым хитом. Это легкодоступный контент, который пользователи могут слушать за рулем или во время ожидания заказа в кафе. И если в Штатах уже 70% населения знакомы с термином «подкаст», то в России этот тренд только набирает силу.  

Что замечательно в подкастах в отношении digital-маркетинга — они ориентированы на собственную нишу и обычно имеют поклонников в сообществе. Получается, это хороший способ для брендов связаться с нужными людьми в удобное для них время. Подкасты увеличивают вовлеченность и просто повышают узнаваемость бренда.

Есть три основных способа использовать эту тенденцию:

  1. создать собственный подкаст;
  2. быть гостем на других популярных (или целевых) подкастах;
  3. быть спонсором подкаста и нативно рекламироваться.

13. Инфлюенс-маркетинг

Что касается рекламы у блогеров, то сегодня фокус смещается на микроинфлюенсеров. У них небольшая аудитория, но зачастую она лояльнее и вовлеченнее, чем аудитория крупных блогеров. И большинство подписчиков собираются по интересам, то есть составляют один сегмент ЦА. А из-за того, что у микроинфлюенсеров немного подписчиков, реклама в таких блогах стоит дешевле. Добавьте к этому, что сегодня пользователи склонны больше доверять простым людям, а не селебритис, и вы получите отличный маркетинговый канал. 

14. Чат-боты

Мнения разделились. Кто-то в восторге от чат-ботов, а кто-то не хочет иметь с ними дело по разным причинам:

1. Чат-боты еще не настолько умны и разговорчивы 

2. Людям комфортнее разговаривать с другими людьми, а не с роботами

3. Чат-бот может ошибиться и усугубить пользовательские проблемы 

Но, несмотря на это, многие компании используют чат-боты, потому что у них есть и плюсы: чат-бот всегда на связи, не устает и не уходит на обед; его можно бесконечно совершенствовать; он ничего не забывает. Да, чат-боты не могут закрыть все потребности компании, но могут взять на себя некоторые задачи и сократить часть расходов.

Пока наиболее успешным вариантом является гибридный чат-бот, то есть человек и бот, которые работают вместе. Это помогает сократить время на отклик, сделать общение более эффективным и персонализированным, но при этом по-человечески чутким.

15. Локальное SEO

Если у вас офлайн-бизнес (ресторан, ТЦ, бутик, фитнес-центр, пункт самовывоза) пришло время убедиться, что вы правильно используете SEO. Локальное продвижение позволяет компании получить высокую позицию в результатах выдачи в определенном городе или районе. То есть, вас будут видеть пользователи, которые находятся рядом, и ищут релевантную услугу.

Чтобы быть в начале списка, нужно как можно подробнее заполнить карточку организации в поисковике: указать сайт, номер телефона, добавить фотографии и описание. А еще добавить функцию голосового поиска и разместить информацию о компании в каталогах и агрегаторах.

Что внедрить в первую очередь?

Лучше всего — использовать смесь всех тенденций, описанных выше. И сочетать их в омниканальной стратегии. Комбинирование инструментов маркетинга в разных пропорциях, в зависимости от сферы и размера бизнеса, поможет обогнать конкурентов и занять свое место в сердцах покупателей.