Репутация компании в интернете: почему очистку от негатива стоит начать с ORM аудита?

2025-04-29 13:29:12 Время чтения 9 мин 274

Ухудшение репутации компаниии в интернете может быть связано разными факторами, один из которых - появление на официальном сайте негативной пометки от Яндекса или Google ("Мошеннический сайт" и т.д.). Отметка говорит о технической уязвимости сайта и решить эту проблему несложно, особенно, если начать с комплексного репутационного аудита.

Материал подготовлен при экспертной поддержке репутационного агентства YouStory Global: аудит информационного пространства, изъятие и деиндекс нежелательных материалов, смена тональности, мониторинг упоминаний. Только безопасные и законные методы работы.

Сразу идти в суд для защиты деловой репутации, мягко говоря, рискованная идея. Это показывает пример Центра содействия занятости "Белошвейка": представители компании обратились с иском к "Яндексу", требуя убрать необоснованную на их взгляд негативную пометку с сайта Вологодский-текстиль.рф. Суд в этом требовании отказал.

Фрагмент решения Арбитражного суда Москвы от 7 апреля 2025 г.:

"Центр содействия занятости "Белошвейка" обратилась с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Яндекс" о признании сведений о сайте Вологодский-текстиль.рф, опубликованные в Яндекс.Браузере, не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию, об обязании удалить предупреждение их Яндекс.Браузера о том, что сайт вологодский-текстиль.рф может быть мошенническим, разрешить свободный доступ через Яндекс.Браузер к сайту, о взыскании судебной неустойки в размере 1 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда".

Добавим, что по отзывам seo-специалистов, негативные пометки в Яндекс поиске или Яндекс браузере могут появиться в случае массовых жалоб на ресурс. Например, своим кейсом делился seo-эксперт Олег Репин. На ресурс его заказчика добавили негативную пометку. Технические проблемы, как он утверждал, на сайте отсутствовали и тогда возникло подозрение, что один из конкурентов организовал массовую отправку жалоб.

Действительно, у пользователей Яндекса есть возможность пожаловаться на ресурс, если он содержит спам, является мошенническим и т.д. Как утверждают коллеги Олега Репина, при единичной отправке жалобы какой-либо проверки сайта не происходит, в случае же массовых жалоб негативная пометка, возможно, ставится без выявления доказательств некорректной работы сайта, а просто на основании массового характера обращений.

Способы защитить деловую репутации в сети интернет от негативные предупреждений Яндекса:

🔻 Проверка технической безопасности сайта

🔻 Переговоры с техподдержкой Яндекса, если все уязвимости были устранены или вообще не обнаружены

🔻 Отправка официальной досудебной претензии в адрес ООО "Яндекс", где юридически грамотно объясняется серьёзность проблемы

🔻 Обращение в суд

Почему текстильная компания не смогла отстоять свою репутацию в суде?

Как следует из решения Арбитражного суда Москвы, представители центра "Белошвейка", похоже, недостаточно внимательно подготовились к разбирательству. Например, тот факт, что сайт зарегистрирован не на истца, а на другого человека, выяснилось только в суде. Кроме того, истец попросил назначить экспертизу, но суд отказал, ссылаясь на то, что суть иска не требует специальных технических знаний. Ходатайство о медиаторе и арбитражных заседателях также было признано безосновательным. Суд не увидел ни сложности дела, ни причин привлекать специалистов или медиатора.

В свою очередь, представители Яндекса заявили, что пометка на сайте "Мошеннический ресурс" не является обвинением в адрес конкретной организации, т.к. относится только к сайту, поэтому её нельзя признать ложной и порочащей репутацию бизнеса. Результатом стал отказ в иске.

Как провести переговоры с техподдержкой Яндекса?

Перед обращением в поддержку Яндекса важно подготовиться: убедиться, что на сайте нет технических угроз, собрать доказательства необоснованности пометки (например, скриншоты, логи проверок). Обратиться в службу поддержки можно через форму в Яндекс.Вебмастере или по официальным каналам связи, указанным на сайте Яндекс.Справка.

В обращении следует четко изложить проблему, приложить подтверждающие документы и запросить перепроверку сайта. Если ответа нет или он неудовлетворителен, стоит рассмотреть вопрос отправки досудебной претензии. Грамотно подготовить этот документ и провести досудебные переговоры помогут специалисты по защите деловой репутации в интернете.

В каких случаях для защиты деловой репутации стоит использовать досудебную претензию?

Досудебная претензия — эффективный инструмент, если переговоры с техподдержкой не дали результата, а негативная маркировка наносит ущерб бизнесу. Ее стоит направлять, когда:

🔻 пометка явно необоснованна (нет технических угроз)

🔻 репутационный ущерб значителен (падение трафика, потеря клиентов, ухудшение позиций в поиске)

🔻 подготовка к возможному суду — претензия фиксирует попытку досудебного урегулирования, что важно для дальнейших исковых требований

В претензии нужно детально изложить факты, сослаться на законы (ст. 152 ГК РФ о защите деловой репутации) и потребовать снять пометку в разумный срок. Если Яндекс проигнорирует требование, это станет дополнительным аргументом в суде.

Почему важно провести репутационный аудит при появлении негативной пометки либо других нежелательных факторов?

Репутационный аудит позволяет комплексно оценить образ компании в интернете и найти основные слабые места. А решение проблемы, как в случае с негативными отметками, может оказаться на поверхности.

Комментирует директора репутационного агентства YouStory Global Екатерина Городничева:

— К нам однажды обратился заказчик, на сайте которого Яндекс поставил подобную отметку. Я направила запрос в поддержку и быстро выяснила, что проблема в отсутсвии сертификата безопасности, который подтверждает подлинность сайта и обеспечивает защищённое соединение. Сертификат можно купить при регистрации домена или на хостинге. Так что проблема решается просто.

По какой причине сотрудники Яндекса не подсказали представителям сайта текстильного предприятия о необходимости добавить на сайт сертификат безопасности  вопрос открытый. Возможно, истец и не пытался выяснить это до суда или не удалось выйти на нужно специалиста, или переговоры (вроде бы по элементарному вопросу) не привели к результату.

В реальности переговоры с техподдержкой какого-либо крупного ресурса (Яндекс, ВК, Дзен и т.д.)  это особое ремесло, для него требуются опыт и знания. Но начать в любом случае стоит с репутационного аудита, который позволяет комплексно оценить ситуацию и составить оптимальный алгоритм действий. В некоторых случаях решение проблемы с репутацией может найтись очень быстро, хотя для сферы ORM это скорее исключение.

Спасибо за внимание! Если у вас остались вопросы, специалисты репутационного агентства YouStory Global готовы на них ответить.

Полезные ссылки:

— Что делать, если найдена угроза безопасности сайта и как сообщить в Яндекс об устранении проблем с безопасностью?

— Решение Арбитражного суда Москвы по иску Центра «Белошвейка»

— Кейс seo-специалиста Олега Репина о досудебном решении проблемы с негативной пометкой сайта

Реклама. Рекламодатель — ИП Городничев. ИНН 590849322520. erid: 2VtzqxMhm8f