Эффективная система взаимодействия с профильными вузами наравне с мировыми гигантами
Где искать талантливых и любящих свое дело разработчиков? Этот вопрос по-прежнему интересует все ИТ-компании, несмотря на определенные экономические проблемы. Один из способов — забирать их к себе с университетской скамьи. Компания Globus IT выстроила свою уникальную систему, о которой рассказала куратор программы взаимодействия с вузами Globus IT Рената Бодина.
Нижний Новгород, где находится основной производственный офис Globus IT, — это крупный мегаполис, в котором размещаются центры разработки крупнейших мировых брендов: Intel, Huawei, Netcracker, Harman, Яндекс, Сбер и др. Почему так происходит? Исторически сложилось, что в столице Приволжья еще с советских времен была сильная школа программирования, в вузах дается хорошее техническое образование. Вот крупные игроки и приходят сюда за кадрами.
Что это значит для Globus IT? Нам приходится конкурировать с мировыми корпорациями, которые многие десятилетия строили свой бренд. Они значительно раньше начали взаимодействовать с вузами, и, соответственно, узнаваемость этих компаний значительно выше.
Но нам удается довольно успешно позиционировать себя и не теряться. Как мы это делаем?
Разберемся прежде всего, какие цели и задачи преследуют все три стороны процесса.
Задача вуза — сотрудничество с профильными организациями на рынке:
Задачи студентов:
— Современным студентам галочка о прохождении практики не нужна, — поясняет Рената Бодина. — Им нужен реальный опыт работы над проектами, которые они смогут добавить в свое портфолио. Ребята хотят развиваться и получать знания, готовы обучаться на курсах. У нас был случай, когда целая группа студентов пошла изучать JavaScript.
Задачи Globus:
Аудитория для образовательных проектов Академии «Глобус».
Какая традиционная схема взаимодействия с вузами существует уже многие десятилетия? Компания приходит в университет, объявляет набор на стажировку — студент работает какое-то время и остается в ней.
— Но мы поняли, что для нас эта схема не работает, — рассказывает Рената. — Мы сталкиваемся с тем, что мы имеем дело даже не с джунами-вчерашними студентами. Да, вуз дает прекрасную техническую базу, но у ребят случаются пробелы в знаниях. Причины этого чаще всего в том, что в процессе учебы они не до конца понимают, что та техническая база — например, основы объектно-ориентированного программирования, которую дают в вузе, — им пригодится в дальнейшем. Сами занятия кажутся им скучными, студенты слушают вполуха. И только в процессе работы понимают, что это им все-таки надо. И им приходится наверстывать.
Вторая проблема, по мнению Ренаты, — вузы дают общие знания о стеках. И это понятно: сложно объять необъятное и научить сразу всему. Студентам преподают основы языков программирования, но этих знаний явно недостаточно для реальной работы над проектами. Студентов надо доучивать.
— Третья проблема — проекты для стажировки, — продолжает Рената. — На боевой проект студента не выведешь, т. к. для работы ему не хватает экспертизы. Соответственно, нужен учебный, внутренний проект, где стажер сможет делать реальные задачи, учиться и развиваться. Чтобы человек не остыл, чтобы ему было интересно.
Какие пути мы нашли? Во-первых, мы уходим от понятия классической стажировки и переходим к интеграции с вузами. Во-вторых, мы активно участвуем в организации мероприятий для студентов и учеников старших классов. Общаемся, партнеримся, выступаем. Мы продолжаем участвовать в традиционные форматах сотрудничества:
Но при этом добавляем новые:
Итак, подробнее рассмотрим основные направления.
Интеграция в учебную программу вуза
Интеграция в экосистему вуза
Пожалуй, больше всего отдачи в плане формирования бренда было от реновации аудитории в Университете Лобачевского.
— Мы полностью обновили одну из аудиторий ИИТММ в ННГУ Лобачевского: сделали ремонт, тщательно проработали эргономику и дизайн, подключили дизайнера, который занимался внешним видом всех наших офисов, поэтому стилистика оформления аудитории приближена к ним. Добавили наш логотип, — рассказывает Рената. — В итоге мы получили современную, удобную, стильную аудиторию, в которой университет проводит все знаковые занятия, мастер-классы, привозит туда всех важных гостей, крутых спикеров и т. д.
Но для нас важно не просто сделать эту аудиторию, но и следить за ней, освежать ремонт каждый год. Например, крупные корпорации сделали кафедры в вузах 10–15 лет назад и забыли про них. Аудитории ветшают, оборудование устаревает — все это создает негативное впечатление о бренде. Мы не будем совершать этих ошибок. Каждый год летом мы обновляем аудиторию.
— Если ваше сотрудничество с вузом проходит в формате win-win, то и руководство вуза вас тоже везде пиарит и ставит в один ряд с мировыми гигантами как на своих, так и на внешних мероприятиях, чего, собственно, вы и добиваетесь, — делает вывод Рената.
Мероприятия для студентов и старшеклассников
Мы с удовольствием участвуем в партнерских мероприятиях, читаем лекции, выступаем как эксперты на ЦИПРе, Технострелке и др. конференциях.
— Важно не просто говорить студентам, что мы крутые, поэтому приходите к нам, а давать им знания, — резюмирует Рената.
Помимо работы «сверху», через руководство вузов, представители компании приходят напрямую к студентам. Мы делаем так, чтобы студенты могли пообщаться с экспертами Globus IT лично. Приглашаем ребят в офис на экскурсию, проводим митапы (онлайн и офлайн) на технические и нетехнические темы, в том числе по вопросам развития карьеры студента. Например, в комьюнити мы провели конкурс, победители которого смогли пройти тестовые (тренировочные) собеседования с нашим HR-экспертом. Их задача — не трудоустройство в нашу компанию, а помочь студенту выявить свои сильные и слабые стороны и получить рекомендации от опытного HR-специалиста.
— Ценности поколения Z отличаются тем, что им не настолько важно найти одно место и долго на нем работать, — объясняет Рената. — У ребят лояльность к одному бренду не такая высокая. Они идут на интересные задачи или проекты. Задача кончилась или стала неинтересной — пошли искать следующую. И с помощью работы со студенческим комьюнити мы можем это несколько корректировать и формировать лояльность к бренду. Это долгосрочная и трудоемкая работа, но при этом формируется эмоциональная связь с нашим брендом.
Что можно сказать в финале. Мы поняли, что конкурировать с мировыми гигантами можно, но есть одно «но». Помните фразу из «Алисы в Стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»? Так вот, просто придется бежать в два раза быстрее и делать значительно больше шагов…