Как российским IT-компаниям конкурировать с Intel и Harman за сердца студентов

2022-08-10 16:29:15 Время чтения 12 мин 962

Эффективная система взаимодействия с профильными вузами наравне с мировыми гигантами

Где искать талантливых и любящих свое дело разработчиков? Этот вопрос по-прежнему интересует все ИТ-компании, несмотря на определенные экономические проблемы. Один из способов — забирать их к себе с университетской скамьи. Компания Globus IT выстроила свою уникальную систему, о которой рассказала куратор программы взаимодействия с вузами Globus IT Рената Бодина. 

Рената проводит экскурсию в офис Globus IT

Битва брендов

Нижний Новгород, где находится основной производственный офис Globus IT, — это крупный мегаполис, в котором размещаются центры разработки крупнейших мировых брендов: Intel, Huawei, Netcracker, Harman, Яндекс, Сбер и др. Почему так происходит? Исторически сложилось, что в столице Приволжья еще с советских времен была сильная школа программирования, в вузах дается хорошее техническое образование. Вот крупные игроки и приходят сюда за кадрами.

Что это значит для Globus IT? Нам приходится конкурировать с мировыми корпорациями, которые многие десятилетия строили свой бренд. Они значительно раньше начали взаимодействовать с вузами, и, соответственно, узнаваемость этих компаний значительно выше. 

Но нам удается довольно успешно позиционировать себя и не теряться. Как мы это делаем?

Win-win-подход

Разберемся прежде всего, какие цели и задачи преследуют все три стороны процесса. 

Задача вуза — сотрудничество с профильными организациями на рынке:  

  1. Адаптация/трансформация учебных программ под потребности рынка.
  2. Практики/стажировки студентов в профильных организациях.
  3. Востребованность выпускников на рынке труда. 

Задачи студентов:  

  1. Получить не только отметку о стажировке, но и реальный опыт (в идеале — кейс в портфолио). 
  2.  Получить новые знания (прокачать и hard-, и softskills), которые сделают их более привлекательным на рынке труда.  
  3. Трудоустройство в хорошую компанию.

— Современным студентам галочка о прохождении практики не нужна, — поясняет Рената Бодина. — Им нужен реальный опыт работы над проектами, которые они смогут добавить в свое портфолио. Ребята хотят развиваться и получать знания, готовы обучаться на курсах. У нас был случай, когда целая группа студентов пошла изучать JavaScript. 

Выступление перед студентами ML-разработчика Globus IT Александра Болтачева в планетарии

Задачи Globus: 

  1. Позиционирование. Globus как место для работы рассматривается на одном уровне с Intel, Harman, Huawei, Яндекс и пр.  
  2. Экономия собственных ресурсов. Получать на входе максимально подготовленных студентов по нужным нам направлениям. 
  3. Борьба за таланты. Отбирать «звездочек» на ранних стадиях.

Аудитория для образовательных проектов Академии «Глобус».

Уход от традиционной схемы взаимодействия с вузами

Какая традиционная схема взаимодействия с вузами существует уже многие десятилетия? Компания приходит в университет, объявляет набор на стажировку — студент работает какое-то время и остается в ней.

 — Но мы поняли, что для нас эта схема не работает, — рассказывает Рената. — Мы сталкиваемся с тем, что мы имеем дело даже не с джунами-вчерашними студентами. Да, вуз дает прекрасную техническую базу, но у ребят случаются пробелы в знаниях. Причины этого чаще всего в том, что в процессе учебы они не до конца понимают, что та техническая база — например, основы объектно-ориентированного программирования, которую дают в вузе, — им пригодится в дальнейшем. Сами занятия кажутся им скучными, студенты слушают вполуха. И только в процессе работы понимают, что это им все-таки надо. И им приходится наверстывать. 

Вторая проблема, по мнению Ренаты, — вузы дают общие знания о стеках. И это понятно: сложно объять необъятное и научить сразу всему. Студентам преподают основы языков программирования, но этих знаний явно недостаточно для реальной работы над проектами. Студентов надо доучивать.

— Третья проблема — проекты для стажировки, — продолжает Рената. — На боевой проект студента не выведешь, т. к. для работы ему не хватает экспертизы. Соответственно, нужен учебный, внутренний проект, где стажер сможет делать реальные задачи, учиться и развиваться. Чтобы человек не остыл, чтобы ему было интересно. 

Не стажировка, а интеграция с вузами

Какие пути мы нашли? Во-первых, мы уходим от понятия классической стажировки и переходим к интеграции с вузами. Во-вторых, мы активно участвуем в организации мероприятий для студентов и учеников старших классов. Общаемся, партнеримся, выступаем. Мы продолжаем участвовать в традиционные форматах сотрудничества:  

  1. дни открытых дверей; 
  2. ярмарки вакансий;  
  3. участие в мероприятиях вуза.

Но при этом добавляем новые:  

  1. практики и стажировки через дополнительное обучение;
  2. интеграция в учебную программу (курсы, мастер-классы, лекции для студентов от экспертов Globus); 
  3. интеграция в экосистему вуза.

Итак, подробнее рассмотрим основные направления. 

Интеграция в учебную программу вуза

  1. Готовые курсы от Globus и Академии Globus как часть обязательной программы или как дополнительное образование. Например, в прошлом учебном году наш CEO Павел Короткий и другие эксперты компании читали курс про стартапы, экономическую, финансовую, юридическую и иные составляющие процесса открытия компании, разработки и вывода на рынок новых продуктов. Планируем продолжать этот курс и в этом учебном году.
  2. Мастер-классы и кейс-обзоры от лидов и ведущих разработчиков Globus.
  3. В планах — курирование курсовых и дипломных работ лидами Globus. Здесь речь идет не о научном руководстве (это продолжают делать штатные преподаватели), а, скорее, о дополнительной технической экспертизе. 

Интеграция в экосистему вуза

Пожалуй, больше всего отдачи в плане формирования бренда было от реновации аудитории в Университете Лобачевского.

— Мы полностью обновили одну из аудиторий ИИТММ в ННГУ Лобачевского: сделали ремонт, тщательно проработали эргономику и дизайн, подключили дизайнера, который занимался внешним видом всех наших офисов, поэтому стилистика оформления аудитории приближена к ним. Добавили наш логотип, — рассказывает Рената. — В итоге мы получили современную, удобную, стильную аудиторию, в которой университет проводит все знаковые занятия, мастер-классы, привозит туда всех важных гостей, крутых спикеров и т. д.

На фото справа — скриншот из официального инстаграм-аккаунта губернатора Нижегородской области Глеба Никитина

Но для нас важно не просто сделать эту аудиторию, но и следить за ней, освежать ремонт каждый год. Например, крупные корпорации сделали кафедры в вузах 10–15 лет назад и забыли про них. Аудитории ветшают, оборудование устаревает — все это создает негативное впечатление о бренде. Мы не будем совершать этих ошибок. Каждый год летом мы обновляем аудиторию.

— Если ваше сотрудничество с вузом проходит в формате win-win, то и руководство вуза вас тоже везде пиарит и ставит в один ряд с мировыми гигантами как на своих, так и на внешних мероприятиях, чего, собственно, вы и добиваетесь, — делает вывод Рената. 

На фото справа — скриншот из официального аккаунта Университета Лобачевского (выступление ректора ННГУ Лобачевского на форуме Digital Innopolis Days в республике Татарстан). Источник — официальный аккаунт ННГУ

Мероприятия для студентов и старшеклассников

Мы с удовольствием участвуем в партнерских мероприятиях, читаем лекции, выступаем как эксперты на ЦИПРе, Технострелке и др. конференциях.

— Важно не просто говорить студентам, что мы крутые, поэтому приходите к нам, а давать им знания, — резюмирует Рената.

Работа со студенческим комьюнити

Помимо работы «сверху», через руководство вузов, представители компании приходят напрямую к студентам. Мы делаем так, чтобы студенты могли пообщаться с экспертами Globus IT лично. Приглашаем ребят в офис на экскурсию, проводим митапы (онлайн и офлайн) на технические и нетехнические темы, в том числе по вопросам развития карьеры студента. Например, в комьюнити мы провели конкурс, победители которого смогли пройти тестовые (тренировочные) собеседования с нашим HR-экспертом. Их задача — не трудоустройство в нашу компанию, а помочь студенту выявить свои сильные и слабые стороны и получить рекомендации от опытного HR-специалиста.

— Ценности поколения Z отличаются тем, что им не настолько важно найти одно место и долго на нем работать, — объясняет Рената. — У ребят лояльность к одному бренду не такая высокая. Они идут на интересные задачи или проекты. Задача кончилась или стала неинтересной — пошли искать следующую. И с помощью работы со студенческим комьюнити мы можем это несколько корректировать и формировать лояльность к бренду. Это долгосрочная и трудоемкая работа, но при этом формируется эмоциональная связь с нашим брендом.

Что можно сказать в финале. Мы поняли, что конкурировать с мировыми гигантами можно, но есть одно «но». Помните фразу из «Алисы в Стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»? Так вот, просто придется бежать в два раза быстрее и делать значительно больше шагов…