Что такое геймификация? Кирилл Наумов пытается разобраться, зачем нужна геймификация и задается самым главным вопросом: "А при чем тут прилипалы?"

2017-01-13 01:19:38 1747

Что такое геймификация? Геймификация - это использование игровых механик в бизнес-процессах. Зачем же она нужна? Я разделяю геймификацию на две составляющие: геймификация для мотивации сотрудников и геймификация для вовлечения и удержания клиентов. Впрочем, об этом чуть позже: разберёмся для начала с мотивацией. Новое поколение в возрасте от двадцати до тридцати лет оказалось в крайне выгодной ситуации: демографическая яма в начале девяностых обеспечила нас гандикапом для поступления в вузы, а в дальнейшем и для поиска работы. И хотя я родился в середине восьмидесятых, я работаю с новым поколением, хожу в те же заведения и читаю примерно те же книги. Смена компании или даже сферы деятельности раз в 2-3 года? Легко. Страшная текучка? Безусловно. Все чаще молодые сотрудники покидают даже очень приятных работодателей ради открытия бизнеса. Собственники компаний, конечно же расстраиваются, ведь столько сил и средств было вложено.

Основные факторы, почему мы уходим:
  • Заработная плата;
  • Отношения с коллективом или руководителем;
  • Отсутствие роста;
  • Скучная работа.
Не буду перечислять соц.пакет, ДМС и белые зарплаты. Это важно, но в случае
с квалифицированными молодыми сотрудниками - в меньшей степени. Основной причиной ухода становится монотонность труда. Вы заметили, как быстро поколение Y перебежало из Твиттера в Инстаграм и как подрос Ютьюб? Мы сейчас не говорим о том, чем плоха та или иная социальная сеть, мы констатируем факт: удержать внимание молодого поколения и его заинтересованность - главная задача, которую необходимо решить работодателю. Но по другую сторону баррикады стоят скучные управленцы с закостенелыми представлениями о том, как надо работать. Чаще всего. Есть исключения, но их минимум. Есть задачи - выполняй. Мы проводим на работе так много времени, что каждый отпуск уезжаем как можно дальше, выключаем телефон, почту и уходим в отрыв. Так не должно быть. Знаете, почему предприниматели так редко берут детей в охапку и раз в 5 лет посещают море или европейские столицы? Потому что им не скучно, потому что каждый день - это путешествие, которые чувствуется намного острее, чем прыжок с парашютом или покорение Эвереста. Сакральная мысль - ваши сотрудники должны стать предпринимателями, хотя бы внешне. Как геймификация поможет им в этом? Очень просто: создайте для них соревнование, где новые проекты и новые задачи - основа KPI. Пусть рутина останется рутиной, но для любого хорошего коктейля требуется ангостура или какой-нибудь подсластитель. Тяжело все время пить чистый виски, да и вредно. Как это сделать? Очень сложно, практически невозможно. Разработать сбалансированную систему мотивации сотрудников с элементами геймификации - огромный труд. Всех не удивить, всех не зажечь, да и не всем подойдет, но пробовать нужно. В короткой статье я не донесу до вас всех нюансов, как можно повысить эффективность работы и вовлечь в жизнь компании каждого специалиста, но один довольно простой рецепт я все-таки дам: важно завязать KPI-показатели на обучении, взаимопомощи и новых идеях/концепциях/процессах оптимизации. Только пожалуйста, не надо обучать сотрудников на бересте, используя счеты, деревянную указку и кандалы - используйте современные методы. Вспомните Монтессори, только вашим детишкам будет за двадцать. Дайте им свободу и геймификацию!
Я не стал рекомендовать вам бейджи, награды, рейтинговую систему, ачивки и битвы с боссом (сложные вызовы). Все это вы самостоятельно можете прочитать в интернете. Элементы, перечисленные мной, являются неотъемлемой частью мотивации сотрудников с использованием геймификации, но применять их стоит очень аккуратно. Все мы помним такую социальную сеть как Foursquare, которая награждала бейджами и наградами практически за любое действие, совершенное Вами в кафе. Бейдж должен быть наградой, им надо гордиться, о нем надо рассказывать, его необходимо расшаривать.
Вторым важным аспектом, касающимся применения геймификации, становится вовлечение и удержание клиентов. Вы видели программы лояльности, которые действительно вовлекают? Я знаю парочку на всю страну. Компания «Дикси» сделала прилипал и о них снова заговорили. Все моментально забыли о сервисе, мерчендайзинге и чистоте магазинов. Все запомнили прилипал, взахлеб рассказывая о тех персонажах, которых удалось накопить.
Компания «Дикси» использовала 2 важнейших триггера для привлечения
и удержания клиентов:

  1. Родители забирают детей из школы и, по пути домой, те просто умоляют зайти в «Дикси» за прилипалами;
  2. Приходя в школу, дети начинают обмениваться прилипалами с одноклассниками, так как в игровой механике акции заложено повторение игрушек, так называемый принцип «Киндер-сюрприза» - никогда не знаешь, что внутри.


Еще один пример удачно программы лояльности разработала и внедрила сеть кофеен «Шоколадница». Нет геймификации, но есть невероятная щедрость с накоплением шоко-бонусов. «Шоколадница», лично для меня, единственное место, где я постоянно что-то коплю и часто расплачиваюсь накопленными баллами. Я абсолютно не знаю, какую математику они используют, но учитывая высокую маржинальность кофе, подобное поощрение в виде огромного количество бонусов/рублей сразу видно и о нем хочется рассказывать друзьям, коллегам, родственникам.
Скажу вам честно безо всяких бизнес-приёмчиков: многим геймификация не нужна. Просто не нужна. Многим нужны скрипты продаж, аудиозаписи диалогов сотрудников отдела продаж, сбалансированная система KPI, но не геймификация. Ещё большему количеству компаний нужны каналы продаж и коммуникаций, нормальные продукты, современные сотрудники и ещё огромное количество всего, что не пользуется популярностью у большинства представителей поколения X. Другое время - другие инструменты.
www.kirillnaumov.com