Морская выставка. Часть 1

2015-05-15 23:34:19 2327

19 мая в Москве в ВК «Гостиный двор» открывается V Международный форум «Морская индустрия России».

А известно ли вам, что первая Морская выставка была проведена в Москве в 1908 году? Т.е. 107 лет назад...

Первая Морская выставка была подготовлена Московским бюро Лиги обновления флота совместно с центральной петербургской организацией и открылась 12 июля 1908 г. Ги6ель русского флота на Дальнем Востоке во время Русско-японской войны (1904-1905 гг.) со всей остротой поставила вопрос о его скорейшем воссоздании. Необходимость этого понимали не только официальные лица, но и многочисленные энтузиасты флотского дела, объединенные в различные общественные организации.

Выставка разместилась в Манеже и Кремлевском саду. Основу экспозиции составили изобразительные материалы (рисунки, чертежи, фотографии). Они были распределены по 14 отделам: история военного и торгового флота, обучение морскому делу, мореходные карты и инструменты, торговый флот, военно-морской флот, судовое снабжение, двигатели, судостроительные материалы, спасание на водах, морское и речное рыболовство, порты, морская гигиена, спорт, воздухоплавание.

Основная часть экспонатов и лекционный зал размещались в Манеже. В ходе выставки читались лекции со световыми картинами (диапозитивами) по различным темам морской истории, рассказывалось о последних событиях войны на море, судостроении, мореплавании, торговом флоте, водных сообщениях, воздухоплавании. В Кремлевском саду были сосредоточены главным образом увеселения: кинематограф, ресторан, морская диорама художника И.Л. Калмыкова.

Выставка продолжалась в Манеже с 12 июля по 16 сентября, т. е. 67 дней. Пользование садом по просьбе антрепренеров было продолжено до 30 сентября. Стоимость билетов составляла 35 коп., по понедельникам - 65 коп., с учащихся взималась только плата за вход в сад - 20 коп. Выставку посетило около 60 тыс. человек; из них 10 тыс., преимущественно воспитанники учебных заведений и нижние чины, были допущены бесплатно.

В дни работы выставки выходила двухстраничная ежедневная газета «Вестник Морской выставки». Всего появилось 54 номера, но с 14 августа и до закрытия экспозиции (29-54) газета содержала абсолютно одинаковые тексты. Экспертная комиссия выставки присудила 300 наград (медалей, дипломов, почетных отзывов, почетных знаков и пр.). Состав награжденных был весьма пестрым: от производителей пушек и моторов до изготовителей мыльного порошка, мясных консервов, рамок для фотографий и даже виноградных вин. Сами награды были изготовлены на средства, пожертвованные великим князем Михаилом Александровичем.

ИЗ ДОКЛАДА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА МОРСКОЙ ВЫСТАВКИ НА ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ

12 июля 1908 г.

Считаю уместным остановиться на нередко высказываемом недоумении - почему Морская выставка устроена в сухопутной Москве. Да потому, что именно здесь скрещиваются многоразличные интересы страны, поэтому именно здесь решено было поставить морское дело лицом к лицу с массою населения.

Морская выставка должна содействовать промышленности, сблизив ее с интересами флота. Созидание и снабжение его требует занятия десятков тысяч рабочих на верфях и сотен тысяч внутри страны для подготовительных производств.

С другой стороны, своим отношением к выставке лица и учреждения перед всей Россиею выкажут степень своей склонности к усвоению морской идеи. Даже отрицательные показания будут ценны для Лиги, обнаруживая, куда надо направлять свежие усилия для возбуждения внимания к флоту. К тому же издавна замечено, что в России получают прочное развитие только те предприятия общего значения, которые одобрены Москвой. Назову, например, дело морского образования: первая навигаторская школа была здесь, в Сухаревой башне; развитие обширной сети мореходных классов и Добровольный флот также зародились в Москве. И вот, несмотря на многоразличные трудности и чрезвычайные превратности, эти дела выдержали все испытания и прочно обосновались. Само собой разумеется, что устроить Морскую выставку в приморском городе, и особенно в С.-Петербургe, было бы много легче, но это не имело бы того значения, как здесь в Москве.

Каково наше положение на международной арене, можно судить по особо изготовленным картам, изображающим наглядно относительные величины флотов главнейших морских держав, и вы изволите видеть, что отечественный флот занимает седьмое и восьмое место в ряду других военных и торговых флотов. Между тем не только обширность морского побережья, но и то обстоятельство, что три четверти всей международной торговли России производится морем, несомненно обязывает к гораздо большему развитию отечественного мореплавания, и это есть вопрос национальной независимости.

Изучение международных экономических отношений приводит к несомненному заключению, что страны сухопутные или со слабо развитою морскою деятельностью состоят неоплатными данниками морских держав и не только и виде прямой переплаты на фрахт, но и косвенно - по многим расчетам.

По формулировке Франца Листа, нация без кораблей низводится в ряды прислужников человечества; этой ли участи мы желаем для нашего отечества?

Нет! Не таков завет, данный нам нашими предками: здесь, под Москвою, Царская дума, созванная Петром 1, постановила 4 ноября 1696 г. свое решение: "Морским судам быть". Эти слова поставлены девизом на медали настоящей выставки, под аллегорическим изображением царственной России, повелевающей флотами. И да послужат нам эти слова руководящим указанием, нас объединяющим в нашей работе на пользу развития морскою дела в России!

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ МОСКОВСКОГО БЮРО ЛИГИ ОБНОВЛЕНИЯ ФЛОТА К РОССИЙСКИМ ГРАЖДАНАМ С ПРИЗЫВОМ ВСТУПАТЬ В ЛИГУ И ПРИСЫЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА ВОЗРОЖДЕНИЕ ФЛОТА

21 января 1908 г.

Граждане Земли Русской!

России необходим сильный военный флот, горький опыт учит, что защитить свои берега невозможно, а между тем военного флота теперь у нас почти нет, а потому он должен быть вновь создан. Также и наш торговый флот, в сравнении с оборотами русской торговли, крайне недостаточен, вследствие чего мы ежегодно переплачиваем большие суммы иностранцам, перевозящим наши товары и пассажиров на своих судах. Между тем в случае войны как помощь военному флоту он может принести пользу родине, а в мирное время даст практику и заработок многим морякам.

Суда за границей не всегда и купишь, да и не выгодно платить за них большие деньги, а для починки кораблей все равно нужны обязательно свои приспособления - доки и мастерские. Нельзя же во время войны отправлять чиниться наши корабли за границу. Устраивать все это нужно дома, будет и прибыльнее: деньги останутся в государстве, да и своя промышленность с торговлей разовьются, в чем ни у кого не может быть сомнения, так что постройка флота дома, у себя, своими средствами, в интересах каждого, должна быть целью всего русского народа, и создание флота будет охраною и толчком для развития отечественной промышленности и торговли. Поэтому кто же как не промышленники, заводчики и торговые люди должны явиться передовыми в этом деле? Без них не обойтись - вопрос только во времени. когда к ним придет это сознание; чем раньше встрепенутся они, тем скорее дело двинется вперед.

Россия и в этом деле отстала от соседей, а ведь она первоклассная держава! Чем же мы хуже их, и не должны ли мы всеми силами стараться догнать и даже перегнать наших соседей? Бросим же свою вечную русскую отговорку: не мое дело, пусть знающие люди устраивают, а я ничего не знаю. Пора уже оставить свое вечное равнодушие к вопросам государственной важности - наступило время, когда весь народ призывается к самостоятельности, а потому отговариваться, что, мол, все равно нас не послушают, нечего: народное мнение - сила огромная. Пора всем принять личное участие в большом русском деле, для этого не только нужно, а должно записаться в члены Лиги обновления флота и привлекать к этому других лиц.

Действовать нужно без промедления. Лига непосредственно сама флот построить не сможет - средств у нее слишком мало, но содействовать своими трудами улучшению судостроения и поддержке его может, например, через поощрение трудов разных сведущих людей по разработке многочисленных вопросов морского дела, а также распространением знаний по морскому делу. Для распространения таких знаний Лига имеет в виду делать доклады в своих собраниях и уже приступила к изданию общепонятных сочинений о нуждах и потребностях нашего флота - военного и торгового. Подобные издания будут рассылаться членам Лиги и лицам, могущим влиять на судьбу нашего флота. Чем многочисленнее станет Лига, чем более войдет в состав ее людей, жаждущих обновления и возрождения нашего флота, тем она будет сильнее, тем внимательнее станут прислушиваться к ее мнению власть имущие. А доступ в состав Лиги открыт всем полноправным русским гражданам, без различия пола, по личному или письменному заявлению, причем размерами пожертвований стесняться не следует: кто сколько может, столько пусть и жертвует, все пойдет на действительно полезное народное дело.

Материал подготовлен Национальным Информационным Партнерством МОРЕ к 90-летию со дня проведения первой Морской выставки.