Эстетические свойства товаров необходимо учитывать в маркетинговом плане

2013-05-31 11:52:59 40707

Важность эстетических свойств изделий объясняется следующими причинами:

Оптимальным при выборе товара современный потребитель считает разумное соотношение практического назначения и эстетической функции. Категории «красивое, прекрасное, гармоничное, художественное» отражают эстетическую оценку товара и часто определяют выбор покупателя.

С эстетичностью изделия, которая является внешним выражением художественного конструирования, связывают совокупность свойств товара, создают его художественную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. Именно эти свойства свидетельствуют о выраженности товара, его гармоничность, оригинальность, соответствие среде, стилю, моде..

Различные условия развития общества формируют различные эстетические вкусы, идеалы, традиции, потребности и значительно влияют на эстетику вещного мира. Среди основных факторов, под влиянием которых формируются эстетические потребности, можно назвать общественный статус человека, его материальное положение, стиль жизни, эстетический идеал и вкус, традиции, привычки. Разнообразие эстетических потребностей требует широкого ассортимента товаров, имеющих эстетическую ценность и способны удовлетворять потребности различных категорий потребителей. Необходимо учитывать, что эстетические ценности и потребности меняются. То, что считалось эталоном красоты вчера, сегодня может восприниматься как устаревшее и неактуальное. Однако в любую эпоху существовало понятие «классика» и «антиквариат». Классическими называются те предметы, которые сохраняют свою эстетическую ценность в течение многих десятилетий, а иногда и веков. К категории «антиквариат» включают изделия, возраст которых насчитывает не менее 120 лет, но при этом их ценность возрастает год от года.

Эстетическая ценность товаров формируется в процессе проектирования, изготовления, украшения товаров и характеризуется эстетическими свойствами. Основным принципом деятельности дизайнеров является сочетание красоты, удобства и полезности. Одним из важных критериев оценки эстетичности изделия является его форма. В ней должны отражаться содержание, полезность, актуальность товара. Как правило, конкурентоспособные по функциональности и удобству использования изделия имеют и красивую форму. Однако иногда некоторые производители пытаются скрыть за привлекательной формой низкие потребительские свойства товара.

Значимость эстетических свойств различных по функциональному назначению товара различна. Для изделий декоративно-художественного назначения (ювелирные украшения, предметы интерьера) эстетическая функция является основной при выборе товара. В других изделиях (электротовары, инструменты) потребитель прежде оценивает утилитарные и технические характеристики, а эстетические характеристики играют меньшую роль.

Важность эстетических свойств изделий объясняется следующими причинами:

• они являются для потребителя определенной характеристикой качества продукции в целом, так как дают возможность с помощью органов чувств выявить преимущества и недостатки товара;

• вместе с другими группами потребительских характеристик они рассматриваются при комплексной оценке качества товара;

• среди показателей для оценки конкурентоспособности эстетические характеристики для большинства товаров постоянные, а иногда и приоритетные.

. Эстетические свойства готовых изделий комплексные и включают следующие четыре группы показателей:

1. Информационная выразительность изделия - это художественно-образное воплощение социальной и рыночно-значимой информации. Она проявляется в способности изделия своим внешним видом отражать культурные нормы и эстетические предпочтения, которые сложились в обществе, позволяет оценить соответствие внешней формы потребительской сути и назначению изделия, соответствие товара стилю и моде. Художественно-информационной выразительности достигают оригинальностью и образностью творческого замысла, стилевым соответствием, другими приемами и средствами художественного творчества. Итак, основными показателями информационной выразительности являются:

• стилевое соответствие изделия - свидетельствует о том, насколько товар внешним видом отвечает требованиям и особенностям соответствующего стиля;

• оригинальность - своеобразие формы, позволяет отразить новизну, индивидуальность и эксклюзивность товара и, таким образом, отличить его от других товаров, аналогичных по выполняемым функциям;

• соответствие моде. Мода, в отличие от стиля - это временное доминирование определенных вкусов, идеалов, приемов и средств выражения сущности предметов. Основная причина изменения моды заключается в стремлении людей к обновлению. Больше всего мода влияет на такие товары как, например, одежда, обувь, аксессуары.

2. Рациональность формы - показывает, насколько удачно форма и конструктивное решение продукции отражают ее главное назначение, принцип действия, особенности изготовления. При этом очень важна связь изделий с их предметным окружением, поэтому формообразующие признаки должны соответствовать условиям использования изделия. Таким образом, показатели рациональности формы такие:

• функционально-конструктивная рациональность - обнаруживает соответствие формы изделия его назначению, выполняемым им функциям, функциональным характеристикам, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и используемым материалам;

• целесообразность формы - отражает соответствие формы изделия требованиям удобства пользователя, окружающей среде, условиям использования;

• правдивость выражения - предполагает простоту и ясность понимания потребления телем эстетического замысла дизайнера. Внешняя привлекательность формы товара должна правдиво отражать его технические возможности и назначение.

3. Целостность композиции - согласованность всех частей, объединенных общим замыслом и оформлением. Термин «композиция» в переводе с латинского (compositio) означает «увязка, составление частей в одно целое в определенном порядке». Итак, композиционная целостность изделия предусматривает подчинение различных признаков и стилевых характеристик одной общей идее. Основные характеристики, позволяющие оценить целостность композиции, такие:

♦ тектоничнисть - объединяет конструктивную основу изделия и его форму, про-является в зримом эстетическом отражении в форме товара характеристик конструкции и организации материалов, представляющих материальную структуру изделия. Полная тектоничнисть предусматривает ясное и понятное выражение отношений между внутренней структурой и внешней формой товара;

♦ организованность объемно-пространственной структуры - отображается взаимодействием всех элементов формы изделия между собой, подчинении второстепенных элементов главному, взаимосвязи изделия с пространством;

♦ пластичность - характеризует мягкость и красоту взаимных переходов и связей элементов, объемов, плоскостей и очертаний формы в изделии, плавность и гибкость элементов формы. Основными средствами создания пластичности формы изделия есть нюанс, плавные линии, свет и тень;

♦ цветовая гармония - важный эстетический показатель формирования конкурентоспособности товара. С учетом психофизиологического воздействия цвета на человека и ассоциаций, корорые различные цвета вызывают, дизайнер применяет в оформлении товаров те цвета и их сочетания, которые соответствуют назначению товара, делают его узнаваемым, удобным в использовании и эстетически привлекательным при зрительном восприятии. При этом учитывается колорит, декоративность, взаимосвязь цветовых сочетаний и использования декоративных особенностей материалов. Цвет также используется для корректировки формы: светлые цвета и оттенки зрительно увеличивают параметры объекта, но визуально уменьшают массу, а темные - наоборот, визуально уменьшают воспринимаемые параметры объекта при визуальном увеличении массы;

♦ масштабная и пропорциональная организованность;

♦ упорядоченность графических и изобразительных элементов.

4. Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида - объединяет свойства, характеризующие эстетически удачный вид товара. совершенство производственного исполнения определяется по следующим показателям:

• качество используемого сырья;

• технология изготовления и тщательность отделки товара;

• чистота выполнения операций, чистота исполнения контуров и соединений;

• устойчивость декоративных и защитных покрытий, тщательность обработки поверхности;

• четкость выполнения и правильность нанесения маркировочных данных и оформление сопроводительной документации, фирменных знаков;

• качество применяемой упаковки.

Указанные показатели регламентируют соответствующие нормативные документы, они - важные факторы формирования эстетической ценности товара, а также подтверждение высокого производственного исполнения любого товара. Эффективный способ обеспечения совершенства производственного исполнения изделий и стабильности их товарного вида составляет унификация и модульная координация комплекса элементов, из которых состоит изделие.

Постарался провести краткий ликбез об эстетических свойствах товаров

материалы в основном из открытых источников и с проекта papiko.ru