Zenefits — один из самых успешных стартапов в Силиконовой долине, разработчик облачной платформы для управления человеческими ресурсами. Ему понадобилось менее двух лет, чтобы стать «единорогом» — компанией с капитализацией более 1 млрд долларов. Чтобы потерять половину стоимости, Zenefits хватило полгода.

В январе 2015 года основатель проекта Паркер Конрад сообщил, что выручка Zenefits составила 20 млн долларов, а через год их доходы достигнут 100 млн долларов. Прогноз был основан на размере клиентской базы. В мае компания привлекла полмиллиарда инвестиций, а основной акционер Fidelity Investments оценил ее в невероятные 4,5 млрд долларов.

Средства планировалось направить на расширение штата и достижение амбициозной цели. Zenefits активно нанимал сотрудников: за год их число увеличилось с 400 до 1640. В августе стартап отметил привлечение 100-тысячного клиента, которого застраховали с помощью их сервиса.

В то же время стало понятно, что поставленная цель в 100 млн вряд ли будет достигнута. По информации источников WSJ, за первые девять месяцев компания выручила 45 млн долларов. Кроме того, Zenefits начал сокращать расходы, в том числе зарплаты младшего персонала.

 

 

Оказалось также, что специалисты по управлению человеческими ресурсами не могут справиться с собственным персоналом. Весной компания отменила выплаты за неиспользованные отпуска. Как говорят бывшие сотрудники, они не получили даже тех денег, которые им полагались по местным законам за период до изменения внутренних правил. При этом софт Zenefits оставался «сырым» — некоторые данные приходилось вводить вручную, периодически встречались ошибки.

Ситуацию усложнял плохой фидбек — BuzzFeed выпустил материал с отзывами недовольных клиентов, а пользователи Twitter продолжали указывать на баги. Все это нервировало инвесторов и в итоге Fidelity понизил свою оценку. По данным венчурного фонда, с 1 августа по 30 сентября его доля подешевела на 48%. Таким образом, стоимость Zenefits упала до 2,34 млрд.

Zenefits — не первый IT-проект, заметно потерявший в цене. Так, в сентябре Fidelity «сбросил» 25% стоимости Snapchat. Платежный сервис Square за год подешевел с 6 до 3,9 млрд долларов. Пересмотрели свои оценки и инвесторы Jet.com и Thumbtack.

Основанный в 2013 году, Zenefits производит облачное программное обеспечение для управления персоналом. Сервис позволяет автоматически рассчитать зарплату, пособие, бонусы, KPI, определить даты отпусков, однако его основным источником дохода являются услуги страхового брокера. Zenefits выступает в роли посредника между бизнесом и страховой компанией, получая комиссию за каждого застрахованного. Конрад называл Zenefits самой быстрорастущей компанией в сфере софта по подписке.