Sostav.ru

Карты рекламного рынка

Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot WPF
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

18+

Узбекистан обвинили в плагиате туристического бренда

Туристический бренд Ферганской области в точности повторяет логотип-финалист конкурса на туристический бренд России

Разговоры о новом туристическом бренде России не умолкают. Теперь всё внимание приковано не к логотипу-победителю народного голосования, а к логотипу-финалисту от команды, в состав которой вошло Brandson Branding Agency.

В начале ноября пресс-служба Госкомитета по развитию туризма Узбекистана сообщила Gazeta.uz, что у Ферганской области появился туристический бренд. К заявлению была добавлена иллюстрация — утвержденный областным хокимиятом логотип в форме калейдоскопа, отражающий «развивающийся экотуризм посредством изображения гор, окружающих долину, гастрономическую и агротуристическую сферы — через ярко-алый гранат, культурно-познавательный туризм посредством голубых куполов и узоров ферганских тюбетеек».

Оказалось, что заявленный логотип является практически точной копией одной из концепций, прошедшей в финал конкурса Национального туристического бренда России. Концепция «Калейдоскоп русской души» со слоганом «Чарующая Россия» был разработан при участии Brandson Branding Agency. Она представляет Россию как гигантский калейдоскоп различных ландшафтов, культур и цивилизаций. В описании концепции отмечается, что для каждого Россия складывается в «особый, глубоко личный узор, непрерывно меняющийся, текучий, бесконечно разнообразный. Россия всегда открыта для диалога и новых прочтений».

Узор является не только символом многогранности восприятия страны, но и напоминанием о русских народных орнаментах, построенных на фрактальных сетках повторяющихся элементов, столь родственных узорам калейдоскопа.

Основное отличие между лого для России и для Узбекистана состоит в цветовом оформлении.

По мнению Елены Юферевой, генерального директора Brandson, это очень похоже на плагиат.

Елена Юферева, генеральный директор Brandson, член совета АБКР и участник группы разработки Туристического бренда России

Безусловно, мы очень признательны за столь высокую оценку нашей работы, потому что плохие вещи редко эксплуатируют так тщательно, с сохранением мелких деталей и наклона лого по оси, как это сделано в данном варианте. Однако, удивительно, что разработчик или плагиатор, если называть вещи своими именами, даже не потрудился изучить, какую широкую огласку получил данный вариант и что скрыть факт хищения будет очень сложно.

Еще с прошлого года наша команда осуществляла доработку данной концепции, которая вошла в десятку лучших работ, отобранных Экспертным Советом конкурса, и стала одним из финалистов. Я лично, как участник команды, знаю все тонкости проделанной работы, знаю каждую деталь, из которых мы по крупицам собирали этот вариант.

Специалисты CLAIMS — Стратегического консалтинга в сфере интеллектуальной собственности считают произошедшее беспрецедентным случаем.

Игорь Невзоров, управляющий партнер CLAIMS

Если представить себе, что логотип «Чарующая Россия» был нарисован раньше, то туристический бренд Ферганской области с большой вероятностью может быть признан «переработкой объекта авторского права». В соответствии, как с российским, так и с иностранным, в том числе узбекским законодательством об авторском праве, любая переработка – то есть создание нового объекта дизайна посредством изменения отдельных черт первоначального – оригинального – дизайна, может быть осуществлена исключительно с согласия обладателя прав на первоначальный дизайн.

Но учитывая, что логотип «Чарующая Россия» был нарисован раньше и прошел проверки на оригинальность, «юридическую чистоту» и отсутствие конфликтующих объектов дизайна, возникает вопрос: когда администрация Ферганской области обязуется получить согласие разработчика оригинального бренда для его использования в сети Интернет, на территории России, на территории других стран, и, что самое удивительное, на территории самой же Ферганской области.

UPD:

После резонанса в СМИ, Госкомтуризм незамедлительно начал проверку процесса отбора хокимиятом Ферганской области данного логотипа.

Так, по предварительно полученной информации, в начале августа т.г. хокимиятом Ферганской области был объявлен конкурс на лучший логотип Ферганы. В комиссию поступили работы различных творческих групп и индивидуальных авторов-дизайнеров, среди которых была и работа, признанная в последствии победителем.

На момент подачи творческих работ, автор утверждал, что данный логотип является его оригинальной работой.

После обнаружения факта повторения автором общего дизайна и концепции логотипа, впервые разработанного при участии Brandson Branding Agency, хокимият Ферганской области принял решение об отмене своего решения и подаче в суд на автора украденного логотипа.

Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма предлагает объявить новый конкурс на туристической логотип Ферганской области.

Кроме этого, предлагается ввести порядок, при котором впредь хокимияты областей при отборе и утверждении местных туристических логотипов (брендов) должны согласовывать проекты с Госкомтуризмом и Министерством культуры, а также с Агентством по интеллектуальной собственности.

36 комментариев
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.