Иллюстрация РИА Новости

 

Одной из наиболее обсуждаемых тем прошлой недели в медиа сообществе стала новость о сокращениях зарплат и самих сотрудников в старейшем и одном из наиболее влиятельных государственных СМИ в России – информационном агентстве ТАСС. Причины, по словам руководства ТАСС, чисто финансовые: агентство так и не научилось зарабатывать самостоятельно в должном объеме, а себестоимость его продукции превышает разумные пределы.

Генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов, известный коммуникационной отрасли, в первую очередь, как основатель агентства «Михайлов и партнеры» и один из сооснователей РАСО, возложил вину за сложившуюся ситуацию на журналистский и редакторский коллектив. Sostav.ru решил разобраться, действительно ли команда ТАСС не смогла справиться с поставленной задачей и существенные средства, вложенные в перезапуск информагентства, не принесли свои плоды.

Приход Сергея Михайлова в ТАСС в сентябре 2012 года ознаменовал для информагентства новый этап его развития. За прошедшее время ТАСС пережил ребрендинг, реструктуризацию, во многом изменил контентную политику, уделяя большее значительное внимание, например, новостям экономики. Была собрана мощная редакторская и журналистская команда, которую переманивали из ведущих печатных и интернет СМИ.

Пересмотр стратегии и фактическое создание нового бренда были продиктованы насущной необходимостью: в интервью Sostav.ru, директор по стратегическому развитию ТАСС: Наталья Акафьева заявляла, что с 2003 года фиксировалось снижение объемов продаж информационных продуктов агентства из-за несоответствия их качества. То есть год от года ТАСС зарабатывал все меньше и работал все хуже, однако в последние пару лет ситуация стала меняться.

Масштабный перезапуск, включавший обновление сайта и обновленную журналистскую команду, привел к значительному росту аудитории сайта – главного канала коммуникации агентства со внешним миром.

Согласно данным TNS Russia, с декабря 2013 года по декабрь 2014 года аудитория сайта itar-tass.com увеличилась почти вдвое: с 5,3 млн до 9,3 млн (Россия 0+, 12-64). За то же время сайт агентства РИА Новости (ria.ru) сократил аудиторию с 13,7 млн до 13,5 млн, а сайт агентства «Интерфакс» (Interfax.ru) увеличил аудиторию с 4,3 млн до 6,3 млн.

Однако, судя по сложившейся ситуации, ТАСС не удалось монетизировать столь значительный рост аудитории. Мониторинг нашей редакции показал, что за охваченный период объем баннерной рекламы был небольшим в сравнении с другими информационными сайтами, и в значительной степени был представлен госкомпаниями. В частности, компанией РЖД, директором по корпоративным коммуникациям которой некогда был Сергей Михайлов. То же касается и спецпроектов – последний из таковых создан для ВЭБа.

Для информагентств реклама – не основной способ заработка, есть платные информационные подписки, фотобанк и другие продукты. Однако основной объем инвестиций был направлен на увеличение доли аудитории и цитируемости, что предполагает реализацию рекламной модели. Кроме того, судя по заявлениям того же Михайлова, проблема агентства заключается также в высокой себестоимости создания контента.

Поможет ли ситуации привлечение еще одного управленца в лице Максима Филимонова, а также сокращение зарплат и сотрудников, весьма спорно.