Агентство Тэглайн впервые выпустило рейтинг аутсорс-продакшнов - инструмент подбора субподрядчиков для рекламных агентств в digital-среде. Компании-участники рейтинга сфокусированы на производстве digital-продуктов по четким требованиям под руководством более крупного продакшна, агентства или опытного прямого клиента.

В рейтинге учитывались основные специализации игроков - разработка, верстка и дизайн в digital. При этом были исключены мобильные разработчики, так как для них существует отдельный рейтинг и более половины игроков в нем работают как аутсорс-продакшны, и все, что связано с разнообразными видами продвижения, подготовки контента и аналитики (реклама, стратегии, креатив, поисковый маркетинг, SMM, текстовый контент и т. д.).

Рейтинг сформирован на основе опроса аутсорс-подрядчиков с продакшном в России или существенной долей русскоязычных клиентов, а также их заказчиков. Одним из основных приоритетов и источником доходов (обычно - от 15% выручки и более) компаний из рейтинга является работа с более крупными продакшенами или агентствами на аутсорсе, а не с прямыми заказчиками.

Для построения рейтинга оценивались количество и качество контактов субподрядчиков с крупнейшими продакшнами и агентствами и подтвержденные обеими сторонами успешно выполненные проекты для крупнейших брендов, а также выручка субподрядчика, полученная от данного вида взаимодействия. При этом не учитывались заказы (и полученная от них выручка) от аффилированных компаний.

Разработчики отмечают, что постарались исключить из рейтинга компании, которые не выражают желания работать на условиях субподряда и не хотят присутствовать в данном рейтинге.

В процессе работы были исследованы анкеты более 250 аутсорс-продакшнов, которые выявили почти 500 суперподрядчиков (до модерации и консолидации) и несколько тысяч пар взаимоотношений. Также были исследованы анкеты более 60 суперподрядчиков, указавших более 140 аутсорс-продакшнов, с которыми у них имелся опыт работы.

Схемы работы: типовые сроки, цены и механики для большинства игроков
Обсчет задачи: 1–2 рабочих дня с момента поступления ТЗ
Старт производства: 3–5 рабочих дней с момента обращения
Минимальный заказ: 1 час для текущих клиентов, 10 000–20 000 Р для новых клиентов
Почасовые рейты: 500–3 000 Р
Работа по постоплате: Крупные — готовы. Молодые и небольшие — не всегда
Типовые цены и сроки: иногда существуют для верстки и баннеров. Остальное — индивидуально.

 

  Название компании Внешняя стоимость часа,
веб-разработчик, Р
Внешняя стоимость часа,
веб-дизайнер, Р
1 SmartHead 1400 1400
2 Freeger 3000 3000
2 Indee 1500 1300
3 Zero 3000 2000
4 Hoodoo 1300 1200
5 Beta 2500 2500
6 USERSTORY 1400 1400
7 Mediasoft 1200  
8 Redis 1850 1850
9 E-Produce 1000 1000
10 Dreamheads 1200 1200
11 Heads and Hands 1400 1400
12 Студия 38 1500 1500
13 Live Typing 1200 1200
14 Artwell 2000 1500
15 Doctornet 2000 2000
16 iBrush 1000 1000
17 «Доминион» 2000 2000
18 Uplab 1500 1500
19 Студия Олега Чулакова 2000 2000
19 Контора Иванова 670 550
20 DigitalWand 600  
20 Piratecode 800 800
21 Crears   1200
21 Quins (ex: Indentium) 2500 1500
22 Starcode 890 890
23 MarkUper 1100  
23 M-Social 900 900
24 «Девять линий» 800  
24 Phobos 2000 2000
25 FishArt 2000 2000
26 Racoons 1000  
27 Zavarka 2000 2000
28 Defactory 2000 3000
28 LoftWeb 2000 2000
29 Flyphant 2500 3000
29 Digipeople / Kaycom 1000 900
30 Just look 1200 1200
31 Gstudio 2100 1900
32 Mage 2000 2000
33 AREALIDEA 2000 2000
34 «Моризо» 1500 1500
34 ImageSpark 2200 2500
35 Art'Performance 1000 3000
36 Hawking Brothers 1200 1500
37 Кот Шрёдингера (ex: Skylab) 2000 2000
37 Паравеб 1100 2000
38 Unico 1000 1000
38 Creative 1000 1000
39 Simple Dream 1300 1500
40 «Снег» (ex: Siberia) 1000 1000
41 «Цифровая мечта» 750  
42 CMS Planet 2000 2000
43 CSSSR 1400  
43 Progressive Media 1500 2000
44 Web++ 1000  
44 «Главная страница» 1000 1000
45 «Магвай» 500  
46 INOSTUDIO 2000 2000
46 SUR 1500 1360
47 OSCompany 1500 1500
48 «Мануфактура» 1300 1300
48 «Дзен Дизайн»   3000
49 Brandivision 1400 1400
50 ADN 1000 1000
51 Студия 15 1200 1200
52 «Две буквы» 1200 1200
53 Evercode 1500  
54 ZAVTRA 1000 100
55 ProVerstka 650  

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ РЕЙТИНГА

 

Однако более половины из них не вошли в рейтинг, так как к моменту публикации эти агентства перестали работать по аутсорс-модели или собираются приостановить этот вид деятельности, переключившись на взаимодействие с прямыми клиентами; перестали существовать или ушли с рынка заказного digital-продакшна; профиль работ некоторых агентств не соответствовал дисциплинам, рассматривающимся в рейтингах.

На итоговую позицию компании в рейтинге влияли заполненные бизнес-показатели, а также оценка экспертами и модераторами Тэглайна портфолио, клиентского листа (и уровня суперподрядчиков, и масштабности или известности брендов, над которыми работали субподрядчики в связке с ними) и других важных показателей.

В результате исследования, эксперты Тэглайн пришли к выводу, что аутсорс-продакшны любят и хотят работать на условиях субподряда (остальных были исключены из рейтинга по запросу), а потому могут хуже разбираться в бизнес-требованиях, зачастую не имеют развитого клиентского сервиса, но взамен предлагают опытную команду, отлаженные процессы, более низкую стоимость услуг и меньшие сроки разработки достаточно качественных продуктов.

Несмотря на популярное мнение, что аутсорс-команды и продакшны сосредоточены в регионах, при подготовке Рейтинга выяснилось, что основная их масса находится в Москве и Санкт-Петербурге — там же, где и их заказчики.

При подготовке Рейтинга эксперты и опрошенные представители суперподрядчиков не заметили заметной корреляции стоимости работ (часа) субподрядчика с их качеством. «Слишком большая или слишком маленькая стоимость часа — скорее свидетельство управленческой неопытности, временного демпинга, желания выделиться или крайней экзотичности специфики работы субподрядчика, а не крайне плохого или хорошего уровня работы или сервиса. Большинство игроков держит цены очень близко к прямым конкурентам», - отмечают они.

Анализ около сотни пар отношений субподряда выявил полнейшую бессистемность и отсутствие качественной организации этой работы — большинство даже крупных заказчиков не имеют актуальной базы субподрядчиков, таким образом, не повышая качество подобного взаимодействия или делая это очень медленно.

Кроме того, наблюдается колоссальная разница в ожиданиях и недосказанность в такой работе, отмечают эксперты. «Не проработаны вопросы о том, как оплачивается овертайм в случае срочных задач, что считать багом, а что проводить по отдельной смете, не утверждены сроки реагирования, разнообразные штрафы, а юридическое обеспечение (договоры, service level agreement, соглашения об авторских и имущественных правах, конфиденциальности и неконкуренции, а также ответственность и штрафы по этим направлениям соглашений) в большинстве случаев не производится на должном уровне», - комментируют результаты эксперты.

Субподрядчики гораздо чаще считают, что у них постоянные отношения с суперподрядчиком, чем сама компания, которая их нанимает. За выполненный крупный проект на аутсорсе и налаженные отношения с суперподрядчиком могут выдаваться мелкий разовый пробный заказ (после чего работа не была продолжена) или даже факт переписки с суперподрядчиком. Поэтому при формировании рейтинга аналитикам приходилось модерировать ответы и взаимоотношения обеих сторон.

В рейтинговой таблице указана внешняя стоимость часа (стоимость часа рабочего времени, в которое сотрудник занят задачами для внешнего агентства или продакшна, а не проектами для прямых заказчиков) основных специалистов — веб-разработчика и веб-дизайнера.

 

Рейтинги суперподрядчиков и городов

Рейтинг «суперподрядчиков» включает в себя 35 компаний, которые «раздают» наибольшее количество заказов на рынке и рейтинг городов, в которых сконцентрировано наибольшее число аутсорс-продакшнов.

 

   
1 BBDO
2 ADV
2 AGIMA
3 Red Keds
4 GRAPE
5 «Бюро»
6 Ailove
6 Articul
7 Notamedia
7 Saatchi & Saatchi
8 Nectarin
9 AERO
9 Команда-А
9 CreativePeople
9 Ogilvy & Mather
10 «Апостол»
10 AIC
10 Havas
10 Hungry Boys
10 MST
10 Orange
11 Actis
11 Adwatch Isobar
11 Digital Zone
11 Global Point
11 Leo Burnett
11 McCann
11 Моризо
11 Mosaic
11 Pichesky
11 qb
11 Smartica
11 «Восход»
11 Webprofy
11 Wow

 

  Город Количество
компаний
1 Москва 39
2 Санкт-Петербург 9
3 Новосибирск 4
3 Ульяновск 4
4 Томск 3
5 Волгоград 2
5 Воронеж 2
5 Вильнюс, Литва 2
5 Иркутск 2
5 Казань 2
5 Минск, Беларусь 2

 

Аутсорс-продакшны предоставляют услуги агентствам таких типов, как digital, медийные, креативные, PR, SMM, брендинговые, интегрированные; более крупным подрядчикам: комплексным digital-продакшнам, системным интеграторам; интернет-проектам, e-commerce и другим прямым клиентам, готовым взять на себя управление сроками, существенную часть проектирования, документации из желания снизить расходы и сэкономить время.

Однако субподрядчики обладают целым рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать при работе с ними. В агентствах-субподрядчиках могут отсутствовать или быть крайне плохо развиты экспертизы digital-стратегии, бизнес- и маркетингового анализа, креатива, проактивного менеджмента и клиентского сервиса, веб-аналитики, так как это существенно увеличивает стоимость и сроки работ.

При обращении к субподрядчикам особенно велика вероятность того, что в нижней части списка могут быть проблемы с доступностью, презентацией работ, качеством сервиса и продуктов, но это может компенсироваться более интересными финансовыми и другими условиями. Практически никогда не идет речи о какой-то концептуальной целостности, интегрированности работ и контролем за качеством реализации бизнес-задач, так как это отдается заказывающей стороне, за что она и получает существенный дисконт в цене.

По мнению экспертов, при прохождении значительного времени после публикации рейтинга будет особо велика вероятность наличия существенных изменений приблизительно у 20% компаний из рейтинга, так как команды по 5–7 человек гораздо больше подвержены структурным изменениям, например слияние, разделение, ребрендинг, акционерные конфликты, уход части команды, смена позиционирования и продуктового ряда, ценовых политик, тарифной сетки.

 

Алексей Косилин, GRAPE, Head of production

Хочется верить, что основной тенденцией на рынке является рост не вширь — а в глубину, экспертизу. Все меньше и меньше компаний хотят делать простые лендинги, все хотят делать продуманные интерфейсы, удобные для пользователей сайты с современным дизайном, задумываясь о конечной цели пользователя.

Сейчас как раз пик тенденции, когда на сторону клиента приходят ребята, которые раньше работали в агентствах и они, зная всю внутреннюю кухню и рейты прямых подрядчиков, «тянут» аутсорс-продакшны напрямую. Здесь, к сожалению, аппетиты превышают возможности и, как правило, продакшны не успевают масштабироваться под большие объемы.

 

Андрей Яблонских (ex: Mobydee, «Социальные Сети», РБК СОФТ)

Субподрядчики не развивают аккаунтские компетенции, чаще всего сильная сторона субподряда — именно продакшн, но их не всегда можно пускать к «живым людям».

Рынок есть — это уже тренд. Вчерашние фрилансеры начинают объединяться в группы, а вчерашний flash-разработчик сегодня имеет команду по качественной разработке баннеров и т.п.

 

 

 

Андрей Рыжкин, AGIMA, Руководитель отдела разработки

 

Для многих небольших и начинающих компаний субподряд — единственный правильный выход, который позволит набраться опыта, чтобы успешно работать с прямыми заказчиками.

 

 

 


 

Вячеслав Смирнов (ex: BBDO, Tribal DDB, «Апостол»)

Главная проблема — дикая нехватка профессионализма среди сотрудников студий и продакшнов, работающих с рекламным рынком. Самый большой плюс — гибкость в планировании. Самый большой минус — как только совпадают такие параметры как качество итоговой работы, коммуникация людей и скорость работы, то кост, очевидно, становится не просто большим для отделов маркетинга клиента, а откровенно запредельным.