Иллюстрации minaletattersfield.com

 

Количество проектов брендинга российской столицы начало превышать все разумные пределы: Департамент рекламы и СМИ еще только готовится выбрать подрядчика на разработку бренда Москвы, в то время, как Комитет по туризму скоро представит его туристический вариант. Помимо этого, главный город России ранее получил единый транспортный бренд, а Новая Москва обзаведется собственным брендом. Сколько именно брендов власти намерены разработать для города, пока сказать трудно, но, похоже, к этому стремится каждый департамент и комитет мэрии.

Новый проект - это туристический бренд столицы, разработку которого Комитет по туризму доверил агентству Stas Marketing еще осенью 2012 года. Тогда компания «Эй Ту Зет Рисеч» (дочерняя структура Stas Marketing) выиграла тендер на разработку проекта, но до сих пор о проекте ничего не было известно. Как оказалось, реализацией проекта занималась совсем другая команда – всемирно известная брендинговая компания Minale Tattersfield, которая активно работает и на российском рынке. В частности, среди ее клиентов многие компании топливного сектора, ресторанные сети (ЛУКОЙЛ, «Ёлки-палки», «Хлеб Насущный» и т.д.).

Информация о туристическом бренде Москвы уже размещена на сайте агентства, однако официальная презентация должна пройти в феврале. В беседе с корреспондентом Sostav.ru генеральный директор Minale Tattersfield Russia Алексей Гончаренко пояснил, что туристический бренд Москвы был разработан его командой давно, около года назад.

«Бренд создан для позиционирования города за пределами страны и направлен исключительно на внешнюю аудиторию. В проведенной работе мы выступили в качестве подрядчиков. В 2013 году мы выиграли тендер Stas Marketing, с которым и заключили контракт на разработку туристического бренда столицы. После окончания работы мы передали все права на использование бренда агентству», - пояснил Гончаренко.

Подобную схему Stas Marketing использует не в первый раз: в феврале 2014 года агентство представило бренд города Мурманска, разработкой которого занималась студия LINII. Тогда победителем тендера также выступала «Эй Ту Зет Рисеч». Эта же компания отметилась и в первом этапе конкурса Департамента рекламы и СМИ на разработку бренда Москвы, прошедшем в 2012 году.

Ведомство Владимира Черникова еще только готовится назвать исполнителя заказа на создание единого бренда Москвы, однако уже сейчас понятно, что в столице присутствует слишком большое количество подобных проектов, которые не только не создают единое коммуникационное пространство, но, скорее, наоборот – могут внести сумятицу в восприятие города.

В сентябре прошлого года Департамент транспорта представил бренд «Московский транспорт», за разработку которого отвечало агентство Saatchi & Saatchi при помощи многочисленных экспертов. Проект был прохладно принят, и его реализация осуществляется слабо, несмотря на серьезную заявку по объединению городского пространства и транспортной инфраструктуры и немалый бюджет на его разработку и продвижение.

В январе 2015 года стало известно, что собственный бренд получит Новая Москва – недавно присоединенная к столице территория, увеличивающая её площадь в 2,5 раза. Согласно результатам тендера, реализация проекта была доверена Центру стратегический коммуникаций «Апостол», проект обойдется властям в 15 млн рублей. Помимо этого, креаторы по собственной инициативе создали десятки проектов бренда Москвы, самым известным из которых является работа Студии Артемия Лебедева.

 

 

Sostav.ru опросил известных экспертов в области брендинга и дизайна, что они думают о туристическом логотипе Москвы.

 


 

Роман Селиван, руководитель агентства ODINMAY

Ко всему можно привыкнуть. Логотип абсолютно нейтральный, что на мой взгляд, для такого города как Москва, слабовато. Новый стиль не несет никакой смысловой нагрузки – полностью игнорирует культуру и историю города. Даже немного обидно за Москву.

Такой стиль мог бы подойти для чего угодно: музея, фестиваля, кафе или, в крайнем случае, для какого-нибудь молодого города. Возможно это еще не окончательная версия стиля и мы еще увидим какое-то его развитие, а может быть и вовсе что-то новое.

 


 

Алексей Андреев, генеральный директор Depot WPF, сопрезидент АБКР

История проведения данного тендера, как водится, туманна. С тех пор много воды утекло, и рассуждать, что да как, уже не имеет смысла. Основная мысль неизменна – Москве и ее бесконечным инициативам нужен БРЕНД, а не логотип. Мы все должны когда-нибудь увидеть идею, содержащую в себе образ, характер, ценности и все то, что ассоциируется с Москвой.

Результатами просмотра должны стать умиление, гордость и чувство сопричастности. И еще масса положительных эмоций. Пока же я наблюдаю весьма убедительный мини-гайд, содержащий в себе несколько интересных приемов. Если не сдерживать сарказм, то можно сказать, что данная концепция напоминает о множестве окрытых люков на дорогах столицы.

Также подобные картинки встречаются в детских книжках под рубрикой “найди, какая из шести фигурок – лишняя”. А Москвы тут нет.

 

Андрей Логвин, руководитель студии LOGVINdesign

 

Все ужасно: конструкция, форма, контрформа, распознаваемость, семантика. В русском языке этому есть одно определение хорошее – "редкоеговнище". И, кстати, – почему название столицы великой страны написано латиницей? Крым наш, а Москва значит уже не наша?

 

 

 

Сергей Кулинкович, арт-директор студии Артемия Лебедева

 

По опубликованным в интернете изображениям сложно оценить полную картину. Вероятно, это часть чего-то большего.
Но уже сейчас можно сказать, что такой логотип не сможет стать ключевым элементом рабочих рекламных материалов. Ведь в реальной жизни придется как-то решать еще и коммуникационные задачи: передавать образ, эмоцию, сообщение, понятно написать «Москва» в конце концов.

 

 

Денис Шлесберг, исполнительный креативный директор Артоника, член Совета АБКР

«Бренд создан для позиционирования города за пределами страны», и этим все сказано. Причем не только об этом проекте, а о большинстве отечественных проектов по брендингу территорий в целом. Вообще, стремление представить один и тот же объект разным аудиториям как разные объекты — сильная традиция, восходящая к князю Потемкину. И больше всего в подобных проектах чувствуется именно этого стремления. «Спозиционировать» не то, что есть на самом деле, и даже не то, каким бы мы хотели, чтобы оно было, а то, что вместо этого, как нам кажется, хотели бы видеть другие. Симулякр, даже не знаю какого порядка. И пока мы будем исходить из этого стремления, количество брендов, необходимых Москве будет стремиться к бесконечности. При этом спор о качестве визуальных решений не имеет смысла. Потому что сначала надо разобраться со смыслами, которые эти решения должны транслировать. А дефицит этих смыслов очевиден.