Иллюстрация depositphotos.com

 

Экономический кризис, отразившийся на рекламной отрасли значительным падением бюджетов, привел также и к заметному сокращению предложений на рынке труда. Сокращение предложений отмечается практически по всем основным профессиям в области производства и размещения рекламы, говорят данные HeadHunter.

HeadHunter специально для Sostav.ru проанализировал количество вакансий, резюме и средних зарплат по десяти наиболее распространенным в рекламной отрасли позициям. Обзор охватывает основные профессии, характерные для медийных, креативных, digital-агентств и продакшн-студий. Для анализа были выбраны 44 тыс. вакансий и 76 тыс. резюме, размещенных на сайте hh.ru в I пол. 2014 и 2015 гг.

В I пол. 2015 года зафиксировано снижение спроса практически по всем позициям по отношению к аналогичному периоду прошлого годавление. Исключения составляют только две позиции: креативный директор и стратег, востребованность которых выросла на 35% и 21% соответственно. Самой массовой по количеству вакансий является позиция «аккаунт-менеджер» - 8,7 тыс. вакансий. Для сравнения: копирайтеров - второй по полярности позиции – 386 вакансий, арт-директоров – 145 вакансий.

Самое большое снижение востребованности наблюдается среди позиций среднего порядка, как среди креативных, так и медийных позиций. Спрос на копирайтеров, к примеру, снизился на 52%, а на медиабайеров – на 46%. При этом спрос на аккаунт-менеджеров, при всей массовости данной позиции, снизился всего на 14%. Мало представленными на рынке остаются вакансии «продакшн-менеджер» и «клиент сервис менеджер»: всего 6 и 4 вакансии за полгода.

 

Позиция Прирост/падение спроса в России (1 полугодие 2015 в % к 1 полугодию 2014) Кол-во вакансий за последний месяц в России, шт. hh.индекс в России в августе 2015
Аккаунт-менеджер
-14%
8 696
7,5
Копирайтер
-52%
386
15,0
Арт-директор
-17%
145
11,4
Креативный директор
35%
19 22,6
Стратег
21%
41
9,1
Медиабайер
-46%
84 8,1
Медиапланер
-24%
17
6,8
Digital креатив менеджер
-10%
16 15,0
Продакшн-менеджер
-6%
6 13,0
Клиент сервис менеджер
-
4 -

 

Александр Алексеев, президент Клуба арт-директоров России

Востребованность на рынке труда рекламы стратегов и креативных директоров означает, что требуется применение экспертизы самого высокого уровня в рекламном деле для решения растущих проблем в создании спроса.

Стратег нужен, когда требуется проанализировать, где мы находимся, и определить, куда необходимо идти. Причем при падении спроса сегодня мы постоянно должны проверять, где находимся, и ни в коем случае не сбиваться с видения, куда идти - при этом выбирая самые эффективные тактические шаги.

Креативный директор нужен, когда просто поставить копирайтеру, арт-директору, дизайнеру исполнительскую задачу не получается. Во-первых, задачу нужно переосмыслить, чтобы найти наиболее оригинальное и при этом точное решение. Во-вторых, задачу нужно выполнить на самом высоком из возможных уровней качества, который всегда вытягивает вместе с креативной командой ее лидер.

Определенный дефицит на рынке и стратегов, и креативных директоров связан в первую очередь с молодостью рынка. Этим специальностям в университетах не учат, они приобретаются только в десятках тысяч часов очень профессиональной работы.

 

Сейчас на рынке рекламных кадров фиксируется определенный переизбыток. Если в 2012-2013 гг. темп роста вакансий в сфере маркетинг и рекламы cоставлял в среднем 20-30%, что соответствовало темпу роста кадрового рынка у целом. Но в 2014 г. произошел перелом: к сентябрю рост вакансий на рекламном рынке почти вдвое превышал общие показатели по кадровому рынку.

Эта тенденция сохранилась и в 2015 году. «В целом же на рынке рекламы и маркетинга вакансий еще больше, чем год назад. Это говорит о том, что сфера чувствует себя лучше, чем рынок в целом», - говорит Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter.

 

 

Что касается зарплат, то они в основном растут медленнее или на одном уровне с инфляцией. Лучше обстоит дело в креативном сегменте: рост зарплат у столичных креативных директоров в I пол. 2015 г. даже по сравнению с I кв. того же года составил почти 25%, арт-директора прибавили почти 10-15%. При этом аккаунт-менеджеры потеряли по средней зарплате. И еще больше она снизилась у стратегов, спрос на которых продолжает расти.

«То, что происходит на рынке сейчас – это отложенный спрос. Эти вакансии работодатели должны были публиковать еще весной, но не делали этого из-за негативны опасений. Сейчас настроения на рынке более спокойные, хотя о позитивных тенденциях говорить еще рано. Осенью нас ждет сезонный всплеск активности примерно до середины декабря. В этот период появится много интересных предложений, но и конкуренция среди кандидатов вырастет – люди привыкли «начинать новую жизнь» с сентября, словно еще по учебной традиции, плюс они приезжают из отпусков и закрывают дачный сезон», - комментирует Мария Игнатова.

 

Позиция Средний оклад* в Москве во 1 полугодии 2015,
тыс. руб.
Средний оклад* в Москве в I квартале 2015, тыс. руб.
Аккаунт-менеджер
58,3
60,0
Копирайтер
61,7
59,8
Арт-директор
122,3
108,8
Креативный директор
200,0
154,7
Стратег
81,0
91,3
Медиабайер
70,0
70,0
Медиапланер
60,0
52,5
Digital креатив менеджер
60,0
55,8
Продакшн-менеджер
55,0
56,4
Клиент сервис менеджер
75,0
70,0

Источник по заработным платам: Банк данных заработных плат HeadHunter