Иллюстрация Fotolia

 

В 2012 году Россия заняла 67 место по количеству людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями. Всего же в проекте «Глобальный мониторинг предпринимательства» участвовали 69 стран. Подавляющее большинство россиян (93%) не вовлечены в предпринимательскую деятельность и не рассматривают для себя возможность создания бизнеса.

Всего 4,3% трудоспособного населения вовлечено в раннее предпринимательство (открыли собственное дело менее 3,5 лет назад). Об этом свидетельствует национальный отчет Высшей школы менеджмента СПбГУ.

В России предпринимательство по-прежнему играет меньшую роль в экономике не только по сравнению со странами БРИКС, но и по сравнению со странами Восточной Европы. В прошлом году было выявлено 5,5% потенциальных предпринимателей, по сравнению с 2011-м эта группа уменьшилась более чем на 2%. За последние годы сократилось количество потенциальных предпринимателей в самой молодой возрастной группе.

Рассчитывать на значительный рост предпринимательского сектора в России вряд ли приходится. Только 3,8% россиян планируют открыть собственное дело в ближайшие три года.

В 2012-м значение этого показателя было самым низким среди всех участниц проекта. В странах БРИКС индекс предпринимательских намерений составил около 21%, в странах Восточной Европы — 24%.

Среди респондентов, имеющих предпринимательские намерения, почти половину (47%) составляют уже действующие предприниматели, которые планируют открыть новый бизнес. Новичков среди возможных предпринимателей всего 2,2%. Это самый низкий показатель за все время наблюдений в России.

Нашу страну отличает не только низкий уровень ранней предпринимательской активности. Как подчеркивают аналитики, большинству созданных компаний не удается преодолеть начального этапа развития. Индекс активности устоявшихся предпринимателей составил 2,1%.

Большинство российских предпринимателей создают собственный бизнес, используя открывающиеся возможности, а меньшинство не имеет других возможностей получения дохода. В 2012-м доля добровольных предпринимателей составила 60%, что на 10% меньше по сравнению с 2011-м. При этом сокращение произошло в первую очередь за счет тех, кто делает первые шаги в бизнесе.

Среди причин непопулярности предпринимательства в России – структура экономики, предложения рабочих мест со стороны крупных компаний, негативная оценка возможностей для бизнес-старта. Только 13% населения считают условия благоприятными для начала бизнеса. Еще меньше россиян считают себя способными к ведению бизнеса в существующих условиях – лишь 5,5% составляют потенциал российского предпринимательства.