Динамика рынка рекламных и маркетинговых услуг существенно отстает от темпов роста базовых макроэкономических показателей. В 2007?2013 годах темпы роста рынка рекламы составили 52,5%, а рынок маркетинговых услуг прибавил 84%, подсчитал член совета директоров Romir и президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. Оборот розничной торговли за аналогичный период времени увеличился на 120%.

Согласно исследованию «Мониторинг сектора интеллектуальных услуг в России», выполненномц НИУ ВШЭ и холдингом Romir, за последние шесть лет доля рекламы в российском ВВП сократилась на четверть – с 0,65 до 0,49%.

Уменьшилась, хотя и не так значительно, доля маркетинговых услуг – с 0,26% до 0,24% ВВП. Это стало результатом изменения структуры внутреннего продукта, который стал «менее рыночным», и свидетельствует об общей стагнации сектора интеллектуальных услуг.

Поскольку реклама и маркетинговые услуги более всего востребованы на рынках конечной потребительской продукции и услуг, то эксперты сравнили стоимостные объемы этих рынков не только с ВВП, но и с оборотом розничной торговли.

Выяснилось, что в 2007?2013 годах отношение стоимостного объема рекламного рынка к обороту розничной торговли сократилось более чем на 30% ? с почти 2% до 1,38%. Снижение для маркетинговых услуг составило 17%, с 0,8% от оборота розничной торговли в 2007-м до 0,66% в 2013-м.

В развитых странах (США, Германия, Великобритания) доля рекламного рынка составляет 0,75–1% от ВВП, а рынка маркетинговых услуг 0,5–0,75%. Меньшая доля рекламы в российском ВВП может свидетельствовать о ее исключительно высокой эффективности, но эксперты объясняют этот феномен снижающимся уровнем «рыночности» нашей экономики.

Довольно высокий уровень государственного контроля над экономикой (прямого и косвенного) в 2009–2013 годах только повысился, и доля государственного сектора достигла, по оценкам Минэкономразвития, 50% ВВП. А регулируемые в «ручном режиме» сектора и отрасли экономики в гораздо меньшей степени нуждаются в рекламной поддержке, чем отрасли с рыночным регулированием.

Как показали опросы, услуги в области рекламы более всего востребованы со стороны производителей продуктов питания и алкогольных напитков, парфюмерии и косметики, непродовольственных товаров длительного пользования, розничной торговли, мобильной связи.

На долю семи потребительских отраслей приходится две трети спроса (67%) на услуги в области маркетинга и три четверти (76%) в области рекламы. Данные отрасли менее всего подвержены государственному вмешательству. И наоборот, отрасли с сильным госучастием (добывающая промышленность, металлургия, машиностроение, транспорт) формируют запрос на услуги в области рекламы в минимальном объеме.

В результате, занимая 8-е место в мире по объему ВВП, Россия не входит в десятку крупнейших рынков рекламы и остается «периферией». Рекламный продукт, вместо того чтобы помогать производителям выстраивать правильные коммуникации с потребителями и участвовать в создании добавленной стоимости, просто раздражает значительную часть населения.