Трагедии мирового масштаба становятся встряской для общественности, поводом государств для беспокойства и серьезным ударом по имиджу компании, имевшей несчастье оказаться в центре событий. В этом плане катастрофические потери понесла авиакомпания Malaysia Airlines, лайнеры которой дважды за прошлый год попадали в беду. Несмотря на серию трагедий, перевозчик готов бороться за свое существование; в ближайшее время его руководство намерено провести ребрендинг вместе с известным сетевым агентством.

Авикомпания Malaysia Airlines и без учета катастроф в последние годы приходилось несладко. Из-за более гибких по ценовой политике конкурентов - например, малайзийского лоукостера AirAsia, - финансовые потери MA составили более 1 млрд долларов. Несмотря на финансовые трудности, в 2013 году Malaysia Airlines вошла в семерку лучших перевозчиков в мире, а британский исследовательский центр Skytrax дал Malaysia Airlines рейтинг «5 звезд». Однако, в следующем году перевозчик за несколько месяцев потерял весь свой лоск и самое главное - доверие клиентов.

Несчастья в Malaysia Airlines начались в 2014 году, когда весь мир следил за историей малайзийского боинга, исчезнувшего при непонятных обстоятельствах над Тихим океаном вместе с 239 пассажирами. Впоследствии было установлено, что системы связи отключили неизвестные лица, а самолёт существенно отклонился от курса, находился в воздухе ещё не менее 7 часов и рухнул в южной части Индийского океана. Все пассажиры и члены экипажа погибли.

Люди по всему миру ждали возвращения исчезнувшего 370 рейса

 

Это событие, разговоры о возможных сценариях которого идут до сих пор, положило начало несчастьям национальной авикомпании Малайзии. Помимо ожидаемого падения продаж, которое обернулось для перевозчика потерей $1,6 млн в сутки, авикомпанию начали бойкотировать жители Китая – основные потребители услуг Malaysia Airlines. Они считали, что перевозчик прилагает недостаточно усилий для поиска пропавшего лайнера. В итоге, согласно данным Центра авиации, продажи авиабилетов на рейсы Malaysia Airlines в Китае упали на 60%.

Издержки авиакомпании продолжали увеличиваться, а количество пассажиров – сокращаться. Поэтому в июне прошлого года правительство Малайзии вместе с суверенным инвестфондом Khazanah Nasional, который владеет 69,4% авиаперевозчика, занялось изучением возможности реструктуризировать Malaysia Airlines.

Однако владельцы попросту не успели предпринять меры – спустя месяц произошло еще одна трагедия. "Боинг-777", выполнявший рейс Амстердам - Куала-Лумпур, разбился на территории Украины в Донецкой области. Согласно отчёту голландского Совета по безопасности, катастрофа самолёта не была вызвана ошибками пилотирования или техническими проблемами самого самолёта, а была, вероятно, следствием обнаруженного попадания в самолёт снаружи большого числа мелких высокоскоростных объектов.

Иллюстрация РИА Новости

 

После второй за год по имиджу малайзийской авикомпании был нанесен сильнейший удар. Несмотря на извинения, выплаты компенсанций родственникам погибших и прочие мероприятия, Malaysia Airlines потеряла свыше 40 % рыночной стоимости за счет снижения цен на свои акции. По итогам третьего квартала 2014 года Malaysia Airlines зафиксировала самый большой квартальный убыток с 2011 года размером в 576 млн ринггитов (около $157 млн.).

Авиаперевозчик предпринимал разные меры, чтобы вернуть лояльность клиентов. Однако, мероприятия и акции не давали должного эффекта, а одно из них вообще вызвало конфликт. Интернет-пользователи негативно отнеслись к конкурсу «Мой список предсмертных пожеланий», который перевозчик запустил в сентябре 2014 года. В акции могли поучаствовать граждане Австралии и Новой Зеландии. По условиям конкурса, участникам необходимо было рассказать, что и где они хотели бы увидеть перед смертью, при этом текст не должен быть больше 500 слов. 16 красноречивым авторам Malaysia Airlines пообещала щедрую награду: iPad и перелёт эконом-классом в любую точку Малайзии.

В результате в конце прошлого года акционеры подвергли Malaysia Airlines запланированной реструктуризации. Перевозчик перешел под контроль государственного финансового фонда Малайзии Khazanah Nasional Berhad. Чуть позже, в мае этого года на место руководителя группы компаний Malaysia Airlines System Berhad (MAS) Ахмада Джаухари Яхья был назначен новый управляющий и главный исполнительный директор - Кристоф Мюллер. До назначения Мюллер был независимым директором в совете директоров и гендиректором компании.

 

Новый этап

В июне 2015 года глава авиаперевозчика объявил о «техническом банкротстве», которое стало частью реструктуризации. Напомним, что техническое банкротство - состояние неплатежеспособности юрлица, которое вызвано большой просрочкой его дебиторской задолженности, размер которой значительно превышает размер кредита, а сумма активов намного превосходит размер его финансовых обязательств. В частности, Malaysia Airlines ожидает масштабное сокращение штата, под которое попадет до 6 тысяч сотрудников. Кроме того, авиакомпания обещала отказаться от убыточных рейсов в Европу и сосредоточиться на региональных маршрутах.

Теперь же перевозчик делает решающий шаг к восстановлению имиджа. Руководство Malaysia Airlines договорилось с государством о проведении ребрендинга, который включает в себя смену визуального стиля и названия. Ранее власти Малайзии заявляли, что в новом названии обязательно должно содержаться название страны, так как перевозчик носит национальный статус.

Текущий логотип авиакомпании

 

Министр транспорта Малайзии Liow Tiong Lai заявил, что грядущий ребрендинг станет важной вехой в эволюции национальной авиакомпании Малайзии. По его словам, правительство Малайзии стремится к тому, чтобы обновленная Malaysia Airlines вышла на новую высоту.

В пресс-релизе авиакомпании сообщается: «Мы тяжело работаем над тем, чтобы стать более целостными. Мы с гордостью продолжаем оказывать услуги и приветствуем вас на борту". Согласно сообщению, перевозчик планирует достичь высокого уровня обслуживания клиентов и будет учитывать все ранее купленные билеты и бронирования.

По данным азиатских СМИ, обновлением бренда будет заниматься агентство M&C Saatchi, которое выиграло соответствующий тендер. Оно разработает новое имя для перевозчика и представит новый логотип. В поддержку изменений авикомпания запустила короткометражный фильм с символичным названием #bettertomorrow.