ФГУП «Гознак», государственное российское предприятие по производству денежных знаков, провело ребрендинг, в рамках которого изменился логотип организации и ее корпоративная символика. За создание нового визуального стиля отвечала промышленно-консалтинговая группа «Развитие» Виктора Кухарского, которая со скандалом выиграла тендер ведомства в прошлом году.

О тендере

Напомним, что за договор на выполнение комплекса работ и услуг по ребрендингу Гознака с максимальной стоимостью 4,7 млн рублей боролись 22 агентства из Москвы, Санкт-Петербурга и регионов России. Среди участников закупки были признанные агентства - Студия Артемия Лебедева, DEZA, Volga Volga Brand Identity, Plenum, а также ряд небольших региональных агентств.

Ребрендинг, согласно заявлению Гознака, преследовал три основные цели. Во-первых, это приведение стилистики бренда Гознака в соответствии с современными тенденциями корпоративного дизайна. Во-вторых, систематизация корпоративного стиля в едином, понятном и наглядном документе. Третья цель заключалась в упорядочивании применения корпоративного стиля в работе компании.

Несмотря на то, что в тендере участвовали сильные игроки, победителем стала малоизвестная на рынке брендинга промышленно-консалтинговая группа «Развитие», которая запросила за услуги 3,2 млн рублей. Группой руководит известный в прошлом дизайнер Виктор Кухарский. На сайте компании говорится, что «Развитие» специализируется на имиджевых проектах для российских и международных корпораций, органов государственной власти, регионов и некоммерческих организаций.

 


Фото Depositphotos

 

Перечень услуг, которые предоставляет компания Кухарского, необычайно широк: продвижение брендов, аналитика и консалтинг, PR-поддержка в СМИ, проведение пресс-мероприятий, ивентов, дизайнерские и полиграфические работы, книгоиздание, создание и продвижение интернет-сайтов.

Выбор Гознака удивил других участников конкурса, которые не могли понять, каким именно образом проходила оценка предложений. В протоколе подведения итогов были указаны только баллы, без какого-либо обоснования. Sostav.ru подробно разбирал эту ситуацию, однако так и не получил отклика от Гознака, который решил объясниться с проигравшими агентствами лишь сейчас, разместив на собственном сайте следующий текст:


"Нужно отметить, что в большинстве случаев участники конкурса посчитали нужным сохранить в своем варианте логотипа буквенное сочетание «ГЗ» на щите и размещение слова ГОЗНАК на плашке под щитом. В результате среди конкурсных работ было не так много оригинальных решений. Большая часть работ была выполнена в едином ключе. Однако комиссия определила пять победителей. Среди победителей обратил на себя внимание известный московский дизайнер Виктор Кухарский. Присланные им работы были выполнены с учетом исторических традиций компании, логотипов и клейм, созданных Рихардом Зарринем".
 

 

Старый новый логотип

В связи с преобразованием ФГУП «Гознак» в акционерное общество ведомство решило отказаться от текущего логотипа, который был создан в середине 90-х годов прошлого века. В организации поясняют, что дело не только в новой приставке "АО"; устарела и стилистика знака, которая не соответствует современным требованиям корпоративного дизайна.

У чиновников была еще одна причина для редизайна. Условное телеграфное обозначение «Гознак», присвоенное Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг в 1919 году после ее перевода в Москву, со временем стало названием компании. Слово «Гознак» на латинице пишется и произносится как «GOZNAK». Однако, буквы «ГЗ», размещенные создателями прежнего логотипа на щите, на латинице никогда не использовались как название компании, и выступали литерами, которые не несут информационного и геральдического смылса.

Новый логотип АО «Гознак», разработанный группой "Развитие" и общественности накануне, напоминает клеймо той самой ЭЗГБ, которое в 1900 году создал известный художник, мастер книжного знака Рихард Заррин, возглавлявший гравёрно-художественное отделение Экспедиции. Этот исторический сюжет чиновники взяли за основу нового стиля чтобы "сохранить его историческую преемственность".

 

 

На логотип Гознака "вернулась" хищная птица, сжимающая в лапах стилизованные инструменты для печати. Это тампоны для набивания краски при создании офорта, гравюры. Орел выступает как смысловой центр композиции знака, вписанный в фигурный щит. Новый логотип также содержит название предприятия - ГОЗНАК, помещенное под щитом.

Как говорится на сайте ведомства, изображение щита на логотипе в геральдике имеет дополнительное значение – «защита». Это также отражает специфику продукции Гознака, которая, по своему назначению, должна быть защищена от подделок.

Авторы сохранили зеленый цвет логотипа. Это объясняется тем, что в культурной традиции зеленый цвет связан с такими понятиями как стабильность, гармония, равновесие, уверенность. А в европейской геральдике зеленый цвет также символизирует изобилие, процветание и богатство. Для корпоративной символики специалисты группы "Развитие" выбрали "состаренный" оттенок зеленого, отсылающий к двухсотлетнему возрасту компании.

Sostav.ru попросил экспертов в области дизайна и брендинга оценить работу.

 

Денис Шлесберг, исполнительный креативный директор агентства Артоника, член Совета АБКР


Стало, пожалуй, лучше, чем было в 90-х. Современная графическая интерпретация клейма начала прошлого века вполне удалась. Проблема только в том, что это именно современная интерпретация, а в брендинге надо учитывать не столько сегодня, сколько завтра.

Боюсь, завтра это будет выглядет уже довольно архаично. И конечно в сочетании с орлом щит, который подается как символ защиты от подделок, делает все это больше похожим на бренд охранного агентства, чем на высокотехнологичное производство. Но может быть именно так и ставилась задча?

 

 

Ирина Шмидт, дизайн-директор студии DEZA


В целом, знак стал безусловно современнее. И зная, как непросто работается с крупными государственными компаниями, хотелось бы отдать должное разработчикам.

Но, несмотря на основательную базу аргументов в пользу этого визуального решения, возникает множество вопросов к его сути. Так как студия DEZA также участвовала в этом тендере и помнит про задачу сохранить узнаваемость и преемственность, то первый вопрос касается этого пункта. И если будут возникать случаи использования знака без логотипа, то узнавания, конечно, не случится. Во всяком случае в первое время.

Возвращение к историческому клейму и изображению орла в качестве отсылки к государственной организации — хороший ход для компании с такой богатой историей. Только за счет стилизации, хоть и качественной, орел стал совсем не российским. Также есть претензия к стилизованному инструменту для печати, который в таком симметричном исполнении, к сожалению, больше напоминает ролик для пресса.

Упрощение щита, как основы знака, — также в целом правильный вектор. Но такое упрощение дошло до потери уникальности и связи формы с водяными знаками, которая угадывалась ранее, придавая особый характер этим, помноженным друг на друга, символам защиты.

И последнее. Раз уж так далеко ушли от прежнего знака, обновив и персонажа, и его обрамление, то почему разработчики не пошли также бодро и в подборе более современного шрифтового решения?