Госдуме предложили отрегулировать рынок OTT-сервисов, которые занимаются цифровой дистрибуцией видеоконтента. В первую очередь, речь идет об онлайн-кинотеатрах, которые зарабатывают на рекламе и подписке. Популярность новых проектов и форматов беспокоит депутатов Андрея Лугового и Шамсаила Саралиева. Чтобы защитить интересы россиян и национальной безопасности, они разработали законопроект об ограничении иностранного участия в аудиовизуальных сервисах. Как и в случае со СМИ, иностранцы не смогут контролировать более 20%.

За регулирование онлайн-кинотеатров в России выступил Медиа-коммуникационный союз (МКС), объединяющий МТС, «Вымпелком», «Мегафон», «Ростелеком», «Газпром-медиа», Национальную медиа группа (НМГ), «CTC Медиа», «Цифровое телевидение». О разработке законопроекта с регулирующими нормами стало известно в сентябре этого года.

Тогда СМИ писали о документе, который регулирует деятельность онлайн-кинотеатров в России. В частности, предполагалось, что в ноябре законопроект должны обсудить с участниками рынка, которые с недоверием отнеслись к инициативе МКС. В случае принятия законопроекта МКС долю иностранного участия придется сократить таким онлайн-кинотеатрам как ivi.ru, Amediateka, Megogo, Netflix.

Против законопроекта выступила и рабочая группа по связи и информационным технологиям Экспертного совета при правительстве. Эксперты заявили, что предложенное Медиакоммуникационным союзом регулирование не решит проблем отрасли, а содержащиеся в документе меры избыточны и часто абсурдны. По мнению куратора рабочей группы Ирины Левовы, "россияне хотят качественный онлайн-контент,  и телекомпаниям нужно учиться с этим работать, а не принимать законы, ограничивающие своих конкурентов".

 

Фото depositphotos

 

В пятницу вечером в базе законопроектов Госдумы появился текст законопроекта, о котором и говорили представители МКС в начале осени. На рассмотрение чиновников документ внес известный борец с иностранным засильем на медиарынке - депутат Андрей Луговой. Летом 2016 года по его инициативе был принят "закон против TNS". 

Ограничения коснутся онлайн-кинотеатров, чья суточная аудитория в России превышает 100 тысяч пользователей. Кроме того, депутаты хотят контролировать сервисы, предназначенные «преимущественно для пользователей, находящихся на территории одного субъекта», доступ к которым имеют более 20 тысяч пользователей. Они должны быть включены в реестр аудиовизуальных сервисов.

Авторы законопроекта предусмотрели несколько исключений. Во-первых, для компаний, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Во-вторых, для сервисов с преимущественно пользовательским контентом и поисковиков. Кроме того, инвестиции из-за рубежа может пропустить правкомиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.

Луговой и Саралиев отдельно прописывают запрет на распространение запрещённой информации и для разглашения гостайны. К «запрещенке» относятся, в частности, экстремистские и пропагандирующие порнографию материалы. Пользователю предоставят право требовать удаления ложной и порочащей его репутацию информации. Законопроект также обязывает сервисы классифицировать и маркировать контент. Контролировать рынок будет Роскомнадзор.

В случае принятия закон вступит в силу 1 марта 2017 года. На реорганизацию бизнеса компаниям дадут четыре месяца.