Медиакоммуникационный союз (МКС), объединяющий крупнейших телеком-операторов и медиахолдинги, закончил разработку законопроекта, регулирующего деятельность онлайн-кинотеатров в России, пишет "Коммерсантъ". Издание ознакомилось с итоговой версией документа, который, по всей вероятности, не затронет социальные сети, видеохостинг YouTube, а также Google Play и iTunes. Авторы законопроекта намерены обсудить его с участниками рынка в ноябре.

Поправки к законодательству, касающиеся "организаторов аудиовизуальных сервисов" в интернете предполагают по аналогии со СМИ сокращение доли участия иностранных инвесторов в отечественных OTT-cервисах до 20%, начиная со второго квартала 2017 года. Законопроект не затронет видеоплатформы, чья суточная аудитория менее 100 тыс. человек.

Кроме того площадки, которые размещают преимущественно пользовательский контент и разработчиков предустановленных приложения для мобильных устройств. В итоге, по словам президента МКС Павла Степанова, закон не распространяется на соцсети, включая "ВКонтакте", видеохостинга YouTube, агрегатора контента iTunes и магазина приложений Google Play.

"OTT-сервисы – часть медиарынка, сопоставимая со СМИ; в то же время СМИ уже регулируются детально, а для OTT правил игры нет", - цитирует "Коммерсантъ" слова Степанова.

 


Фото Depositphotos

 

По данным издания, в случае принятия законопроекта МКС долю иностранного участия придется сократить таким онлайн-кинотеатрам как ivi.ru, Amediateka, Megogo, Netflix. Ряд участников рынка уже готовятся к новым условиям работы: гендиректор Amediateka говорит, что сервис готов к снижению доли иностранного капитала, а глава Tvzavr Марина Сурыгина считает, что новые правила ударят "по крупным независимым игрокам" с большой долей участия иностранных инвесторов, поэтому им придется реструктурировать компании.

Сурыгина также убеждена, что законопроект выгоден членам МКС (в него, в частности, входят "Газпром-медиа", "СТС медиа", НМГ), которые запускают или уже запустили в этом году собственные аудиовизуальные платформы. По мнению гендиректора Tvzavr, принятие поправок понизит инвестиционную привлекательность российских проектов.

Ранее против законопроекта выступила рабочая группа по связи и информационным технологиям Экспертного совета при правительстве. Эксперты заявили, что предложенное Медиакоммуникационным союзом регулирование не решит проблем отрасли, а содержащиеся в документе меры избыточны и часто абсурдны. По мнению куратора рабочей группы Ирины Левовы, "россияне хотят качественный онлайн-контент,  и телекомпаниям нужно учиться с этим работать, а не принимать законы, ограничивающие своих конкурентов".

По данным агентства Initiative, видеосмотрение в интернете и на телеканалах сопоставимо по размеру аудитории. В первой половине 2016 года онлайн-видео смотрело 47% населения страны (данные comScore среди граждан старше 15 лет). Лидером по времени просмотра является YouTube (20,2 млн минут), затем следуют "Одноклассники" (8,08 млн) и "ВКонтакте" (4,38 млн), которые входят в Mail.ru Group, а также видеоплатформа холдинга "Газпром-медиа" RuTube (1,56 млн).

Лидерами среди онлайн-кинотеатров остаются ivi.ru, Okko и Megogo. По данным TMT Consulting, объем российского рынка легальных видеосервисов составляет 3,4 млрд рублей в 2016 году.